Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 16 Социально-экономические проблемы реструктуризации угольной отрасли России


Безопасность труда в угольной отрасли

     Угольная отрасль во всем мире считается одной из самых опасных для жизни и здоровья занятных в ней людей. Печальным подтверждением этого факта стала авария в Луганске (Украина), когда в результате взрыва метана погибли свыше 80 и тяжело пострадали еще несколько десятков человек, а также недавняя трагедия на кузбасской шахте Комсомолец , в результате которой погибло 12 горноспасателей.
    К сожалению, невозможно полностью ликвидировать угрозу жизни и здоровью шахтеров, однако, необходимо свести этот риск к минимуму.     
     В профессиональной среде угольщиков не принято "зарекаться" от возможности аварий - сложные горногеологические условия, в которых добывается уголь, изношенность основных фондов российских шахт, недостаток современных технических средств обеспечения безопасности и ряд других причин не позволяют исключить элемент трагической случайности.
    И все же статистика свидетельствует о наметившейся тенденции к снижению смертельного травматизма в угольной отрасли России. Несмотря на то, что по оперативным данным в 1999 г. число аварий несколько выросло по сравнению с 1998 г., (на 5,6 %), количество пострадавших в авариях снизилось за прошлый год на 15 % (23 аварии, при которых травмы получили 85 человек). По отношению к 1998 г. при сокращении общей численности промышленно-производственного персонала в отрасли на 6,6 % травматизм со смертельным исходом в прошлом году снизился почти на 25 % (по сравнению с 1993 г. - в 3 раза).
    Одной из причин улучшения ситуации стал процесс реструктуризации угольной отрасли, в результате которого на протяжении последних нескольких лет последовательно закрывались самые неблагополучные в плане безопасности и охраны труда угледобывающие предприятия. Но очевидно, что с помощью одного лишь закрытия особо опасных шахт решить проблему безопасности труда в отрасли невозможно.
    Снижению травматизма и аварийности в отрасли способствовала разработанная и утвержденная "Комплексная программа обеспечения безопасных и здоровых условий труда на угольных предприятиях России и медико-социальной защиты инвалидов и работников отрасли в условиях в реструктуризации на 1998-2000 гг.". В 1999 г. на выполнение этой программы из госбюджета угольным предприятиям было выделено 586,9 млн. руб., включая средства, направляемые на оздоровительные мероприятия.
    Были осуществлены закупки технических средств и оборудования для обеспечения противоаварийной готовности шахт в соответствии с Правилами безопасности. Однако средств, направляемых из федерального бюджета на обеспечение безопасности и охрану труда шахтеров, явно недостаточно.     

Инвестиционный заем на повышение безопасности угледобывающих предприятий России

     Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения травматизма в отрасли, все же уровень его остается достаточно высоким по сравнению с зарубежными странами с развитой угольной промышленностью. Учитывая это, Правительство Российской Федерации, взяв за основу постановление Государственной Думы от 23 января 1998 г. 2146-11 ГД, обратилось в феврале 1998 г. к Всемирному банку с просьбой об инвестиционном займе на повышение безопасности угледобывающих предприятий России.
    Подготовка займа (далее - Проекта) проводилась в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. БН-П2-09285 и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1998 г. 451 "О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в угледобывающих регионах" при участии Министерства топлива и энергетики, Углекомитета, Госгортехнадзора, Центрального штаба военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ) и Фонда "РеформУголь".
    В рамках реализации Проекта предусматривается оснащение шахт современными средствами индивидуальной защиты, портативными и другими приборами и устройствами обеспечения безопасности, системами противопожарной автоматической   защиты, системами комплексного общешахтного мониторинга, современной горноспасательной техникой, что позволит значительно снизить профессиональные риски.
    Необходимо отметить, что обеспечение безопасных условий труда в отрасли является комплексной проблемой. Практика показывает, что даже внедрение самых передовых технических средств не позволит само по себе решить проблемы, связанные с обеспечением безопасности производства. Планируемый заем на общую сумму 150 млн. долл. США предусматривает организацию обучения технике безопасности работников шахт и надзора, совершенствование законодательно-нормативной и институциональной базы, которая должна соответствовать мировым стандартам и законодательно гарантировать шахтерам право на безопасное рабочее место.
    Подготовка к переговорам о займе с Всемирным банком практически завершена и вопрос о его предоставлении может быть положительно решен уже к концу весны.     

Техническое оснащение шахт

     Основные финансовые ресурсы (около 110 млн. долл. США) в рамках Проекта будут затрачены на техническое оснащение шахт современным оборудованием и техническими средствами обеспечения безопасности. Закупка оборудования будет осуществлена на конкурсной основе как внутри России, так и за рубежом.
    За счет средств займа будут закуплены 18 систем комплексного общешахтного мониторинга, портативные приборы контроля шахтной атмосферы и мониторинга индивидуальных пылевых доз, лабораторное оборудование, самоспасатели, головные светильники, в том числе и с сигнализаторами метана, автоматические зарядные станции, респираторы для горноспасателей, автоматические приборы контроля содержания метана и пылеотсосы, устанавливаемые на комбайнах, автоматические системы локализации взрывов и раннего обнаружения пожаров на ленточных конвейерах, установки порошкового пожаротушения, огнетушители, технические средства для оснащения подразделений ВГСЧ.
    Непрерывный автоматический контроль шахтной окружающей среды - один из основных элементов обеспечения безопасных и здоровых условий труда передовых зарубежных угледобывающих стран. Системы комплексного общешахтного мониторинга будут предоставлены перспективным шахтам, разрабатывающим пласты, опасные по газодинамическим явлениям и по взрывам пыли, а также склонные к самовозгоранию.
    Автоматический контроль позволяет своевременно обнаруживать опасные скопления газов, признаки проявления опасных производственных факторов, неполадки в системах горного оборудования. Поэтому в рамках займа поставлена задача на основе анализа результатов работы 18 систем мониторинга оценить перспективы применения систем комплексного общешахтного мониторинга на шахтах России. В России имеется опыт использования подобных систем, но они пока по ряду причин не нашли еще широкого применения.     

Программы обучения, совершенствование законодательной и нормативной базы,
контроль за реализацией проекта

     Значительное внимание при реализации Проекта будет уделяться инвестициям в "человеческий ресурс", т.е. программам обучения, развитию производственной культуры безопасности, координации деятельности различных структур, обеспечивающих безопасность, совершенствованию институциональных основ законодательной и нормативной базы, регулирующей охрану труда и безопасность в угольной промышленности России, совершенствованию организации и работы горноспасательной службы отрасли и др.
    Основной элемент программы обучения - это обучение самих работников (предполагается обучить около 100 000 шахтеров, занятых на подземных работах), руководства компаний и шахт, инструкторов по обучению, инспекторов надзора. Программа будет сосредоточена на проблеме рисков, возникающих на рабочем месте, и мер по их предотвращению, а также на теме эвакуации людей в случае возникновения опасной ситуации. Особое внимание будет уделяться навыкам и методам безопасной работы и праву шахтеров на безопасное рабочее место.
    Предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы будут основаны на лучших образцах, принятых в мировой практике, которые наиболее полно соответствуют российским условиям. Планируется тщательно изучить мировой опыт в данной области,  а также собрать и проанализировать информацию о деятельности всех ведомств, которые занимаются вопросами здоровья и охраны труда шахтеров в России.
    Итогом этой деятельности должна стать практическая реализация рекомендаций по совершенствованию законодательной и нормативной базы, а также улучшению координации деятельности всех структур, влияющих на разработку нормативных документов и их выполнение.
    Предпринимаются меры для обеспечения максимальной эффективности и прозрачности механизма реализации займа. Правительством Российской Федерации образована Межведомственная рабочая группа (МРГ) для общей координации работ по реализации займа на повышение безопасности в угольной отрасли. Подготовлен проект Положения о Комитете по аудиту, который создается с целью контроля эффективности использования организациями-получателями технических средств и услуг. Следить за ходом работ будет также общественность в лице региональных Наблюдательных советов по охране труда и безопасности, в состав которых войдут представители отраслевых профсоюзов, Ассоциации шахтерских городов, общественных организаций.
    
     Савелова Н.А., эксперт информационно-аналитического центра реструктуризации угольной отрасли