АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи
Введение
Вопрос о важности роли информационных технологий для развития экономики и модернизации страны в 2004 г. неоднократно поднимался и обсуждался на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В январе 2005 г. в Новосибирске Президентом Российской Федерации было проведено совещание по вопросам развития информационных технологий в Российской Федерации, а Правительством Российской Федерации была одобрена разработанная Мининформсвязи Российской Федерации Концепция развития российского рынка информационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии и услуги (далее по тексту - ИКТ) в настоящее время являются ключевым фактором всех областей развития социально-экономической сферы. Они приобрели критическую важность для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствования систем образования и здравоохранения.
В 2004 г. отрасль ИКТ сохранила высокие темпы роста. Эта тенденция прослеживается с 2000 г. Рост объема рынка по всем секторам в 2004 г. составил 30,5 %, что в четыре с лишним раза превышает общие темпы роста экономики.
Такое стабильное развитие привело к 1,5 процентному росту доли ИКТ в валовом внутреннем продукте России по отношению к 2000 г. - с 3,2 % до 4,9 %. Однако, несмотря на достигнутые темпы развития рынка, в целом по уровню проникновения ИКТ Россия отстает от многих развитых стран, экономика которых прошла индустриальный этап развития. Таким образом, перед страной стоит задача не просто сохранить набранные темпы развития, но превратить ИКТ в инструмент структурной перестройки экономики.
Роль информации как экономического ресурса неуклонно растет, и именно отрасль информационных технологий становится локомотивом развития постиндустриальной экономики. Объем российского рынка информационных технологий в 2004 г. оценивается в сумме 255,6 млрд руб., что на 20 % выше показателей предыдущего года.
Еще большие темпы роста демонстрирует рынок услуг связи. За последние пять лет этот рост ежегодно составлял около 40 %. Данные за 2004 г. также подтверждают эту динамику. По предварительным оценкам, за 2004 г. объем рынка составил 540,0 млрд руб., что на 37 % выше показателей предыдущего года. При этом доходы операторов от услуг электросвязи составили более 500 млрд руб., а от услуг почтовой связи - 34 млрд руб.
Ключевым событием для отрасли в 2004 г. стало вступление в силу Федерального закона О связи . В его основе лежит принцип создания равных условий доступа всех граждан России к услугам связи. Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок применения закона О связи , принимались в течение всего 2004 г. Принятие основной массы этих постановлений пришлось на начало 2005 г.
Разработанные Мининформсвязи Российской Федерации нормативные правовые акты, реализующие механизмы, заложенные в федеральном законе, призваны существенно снизить барьеры для участников рынка. Формализованы процедуры лицензирования, распределения ограниченного ресурса и межоператорского взаимодействия. Упрощены процедуры подтверждения соответствия средств связи. В результате этого созданы условия для дальнейшей либерализации рынка телекоммуникаций.
С 2005 г. начинается внедрение механизма универсального обслуживания, используемого в большинстве стран. Этот подход позволит решить до сих пор актуальную проблему телефонизации удаленных населенных пунктов, где недостаточная плотность населения делает развитие инфраструктуры связи экономически невыгодным.
В 2004 г. в основной капитал предприятий отрасли было направлено более 4 млрд долл. отечественных инвестиций, что на 25 % больше по сравнению с предыдущим годом. Иностранные инвестиции в 2004 г. также выросли по сравнению с 2003 г. почти в два раза и составили около 1,5 млрд долларов.
Рост рынка телекоммуникаций сопровождался развитием и модернизацией инфраструктуры. В 2004 г. сдано в эксплуатацию более 60 тыс. км кабельных и радиорелейных линий связи, свыше 5 млн телефонных номеров фиксированной связи. Введено свыше 300 тыс. каналов междугородных и международных телефонных станций.
Прирост числа абонентов подвижной телефонной связи составил 36 млн. Прирост количества основных телефонных аппаратов местной телефонной сети составил более 2 млн - в основном за счет телефонных аппаратов, установленных у населения.
Телефонная плотность увеличилась за год с 26,6 до 28,8 стационарных телефонных аппаратов на 100 человек. Количество не телефонизированных населенных пунктов сократилось с 50 до 46 тысяч.
В соответствии с Федеральной целевой программой Социальное развитие села до 2010 года в 2004 г. продолжено развитие сельской телефонной связи. Предприятиями электросвязи было введено в эксплуатацию 600 тыс. номеров, что на 69 % больше, чем в 2003 г.
Также в 2004 г. в рамках федеральной целевой программы продолжались работы по восстановлению сетей и средств связи в Чеченской Республике. Это позволило уже в текущем году впервые с момента начала вооруженного конфликта в Республике приступить к установке квартирных телефонов.
В рамках реализации Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи в 2004 г. создана филиальная сеть ФГУП Почта России . В настоящее время федеральная почтовая связь функционирует как единое предприятие, что позволило начать централизованную реализацию таких инновационных проектов в области почтовой связи, как система экспресс-переводов КиберДеньги , которая теперь доступна практически на всей территории Российской Федерации.
В 2004 г. Почта России успешно выполнила не только традиционную функцию доставки пенсий, но и сыграла существенную роль в реализации норм федерального закона о льготных выплатах, а с марта 2004 г. начала выполнять функции национального оператора экспресс-почты, представляющего в России международную службу EMS. При этом в непростых условиях удалось обеспечить высокий уровень надежности и качества данной услуги. Однако для дальнейшего успешного развития отрасли и, в частности, электросвязи, видится необходимым внести некоторые изменения в действующее налоговое законодательство.