АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи
1. Тенденции развития налогового законодательства Российской Федерации
Проблемы государственной налоговой политики постоянно являются предметом дискуссий в различных слоях общества. В ходе изменения налогового законодательства следует определить оптимальную налоговую нагрузку на налогоплательщиков с учетом отраслевых и региональных особенностей деятельности налогоплательщиков (например, в зависимости от масштабов их деятельности, численности филиалов, особенностей используемого имущества и др.)
Ускорение темпов экономического роста в России недостижимо без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства, поскольку предельная производительность ресурсов в государственном секторе в настоящее время ниже, чем в частном секторе. Налоги являются важнейшим инструментом перераспределения общественного богатства, а, следовательно, задача по снижению доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства, невыполнима без сокращения налоговых изъятий. Иными словами, речь должна идти о дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику. Однако для того, чтобы снижение налоговой нагрузки не привело к дефициту государственных финансовых ресурсов и, как следствие, к снижению эффективности осуществления государством своих функций, снижение налоговой нагрузки должно проходить только при условии, что темпы роста бюджетных расходов будут ниже, чем темпы экономического роста. Налоговая нагрузка на обрабатывающие отрасли и сферу услуг (отрасль связи и информационных технологий) должна снижаться более высокими темпами, чем нагрузка на сырьевые отрасли.
Необходимо провести разработку эффективной системы взимания отдельных налогов, обратить внимание на систему их уплаты и формулирование тех правил, которые регулируют отношения по уплате конкретных налогов.
Особая роль в совершенствовании системы налогообложения отводится реформе налогового контроля. Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из того, что только эффективный, осуществляемый на постоянной основе налоговый контроль может позволить обеспечить неукоснительное соблюдение налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений. Увеличение административного бремени на налогоплательщиков стало причиной ухода налогоплательщиков из легального бизнеса в тень . В этой связи изменение налоговой системы должно сопровождаться улучшением контрольных функций специализированных органов, сведением к необходимому минимуму мер текущего налогового контроля за деятельностью налогоплательщиков, сосредоточением ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах. Полагаем, что упрощение налогового контроля может быть достигнуто только в условиях упрощения самой системы налогообложения, создания более простой и понятной налоговой системы.
В целях повышения эффективности деятельности органов налогового контроля необходимо освободить их от выполнения несвойственных контрольным органам функций. В частности, речь должна идти об освобождении налоговых органов от исполнения функций фискальных агентов, отвечающих за доходы государства, а также от функций лицензирующих органов, выдающих разрешение на осуществление той или иной деятельности.
Полагаем, что в совершенствовании налогового контроля необходимо изменить основное назначение налогового контроля: не поймать налогоплательщика, а помочь заплатить налоги. Государство же и бизнес должны стать партнерами.
Законодательство о налогах и сборах, как и любая отрасль законодательства, может быть эффективным социальным регулятором только при наличии возможности привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушения. Несмотря на то, что институт налоговой ответственности ограничивается только лишь отношениями, возникающими при привлечении лиц к ответственности за налоговые правонарушения, для эффективного воздействия на поведение налогоплательщика и иных участников налоговых отношений необходимо пересмотреть всю систему юридической ответственности в налоговой сфере, включая уголовное и административное преследование. Более того, для повышения эффективности работы налоговых органов необходимо разработать систему юридической ответственности должностных лиц этих органов за принимаемые ими решения.
Создание эффективно налоговой системы невозможно без надлежащего функционирования системы налогового контроля. Практика применения норм части первой Налогового кодекса Российской Федерации выявила ряд тенденций, связанных с неверным истолкованием воли законодателя. Не очень четкие формулировки норм, регулирующих налоговые контрольные мероприятия, привели к достаточно искаженному трактовке указанных норм со стороны правоприменительных органов.
К числу вопросов, которые следует решить при доработке первой части Налогового кодекса Российской Федерации, относятся:
совершенствование системы налогового контроля, в частности, необходимо упорядочить процесс проведения выездных проверок, ограничив срок их проведения;
законодательное закрепление правовых последствий проведения повторных налоговых проверок как меры, направленной на выявление нарушений законодательства о налогах и сборах налоговыми органами;
совершенствование системы налоговой ответственности, более четкое распределение компетенции по привлечению к ответственности между налоговыми органами и судами.
Любые изменения первой части Налогового кодекса Российской Федерации не должны затрагивать базовые принципы регламентации налоговых правоотношений, таких, как презумпция невиновности налогоплательщиков, исключительно судебная процедура привлечения к налоговой ответственности налогоплательщиков, приоритет интересов налогоплательщиков при наличии неустранимых сомнений и противоречий актов законодательства о налогах и сборах.
В числе мер по совершенствованию мероприятий налогового контроля следует рассмотреть вопрос об упрощении существующей системы налоговой отчетности, исключение из правоприменительной практики неоправданного расширения полномочий контролирующих органов в рамках проводимых ими камеральных проверок.
Необходимо внедрить в налоговую сферу практику компенсации ущерба налогоплательщикам, причиненного незаконными действиями или решениями контролирующих органов, что, безусловно, повысит ответственность государственных органов.
Важнейшим направлением совершенствования налогового законодательства должно также стать снижение налогового бремени на налогоплательщиков (общества электросвязи). В этих целях прежде всего необходимо снижать ставки налогов (налог на добавленную стоимость (с 18 % до 13 %), единый социальный налог (с 26 % до 18 %), налог на прибыль (с 24 % до 16 %), устранять барьеры и нормы, нарушающие нейтральность действия налога на добавленную стоимость и приводящие к необоснованному изъятию средств из оборота налогоплательщиков (кредитованию государства), создавать дополнительные меры, направленные на рост инвестиционной активности организаций, решать вопросы имущественного налогообложения в зависимости от назначения, специфики и собственника имущества.