Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи


2. Виды налогов. Проблемы законодательного регулирования. Предложения по их решению.

     
     Организации связи в своем большинстве характеризуются следующими признаками:
имеют широкую филиальную сеть;
используют для получения прибыли инвестиционное имущество, имеющее долгосрочную окупаемость;
осуществляют наличные и безналичные расчеты, в том числе расчеты с использованием пластиковых, таксофонных и иных карт доступа к связи;
расходуют большие суммы денежных средств на внедрение новых технологий, продуктов, услуг;
имеют огромный по численности штат работников;
несут высокие затраты на оплату труда;
в силу развития новых технологий вынуждены обеспечивать обучение и повышение квалификации своих сотрудников;
имеют в собственности объекты, имеющие линейную протяженность (линии связи) и предназначенные для обеспечения интересов государства, населения, органов местного самоуправления;
имущество фиксированных операторов связи (линии связи) используется и другими операторами связи;
осуществляют услуги международной связи, т.е. имеют финансовые отношения с зарубежными партнерами и абонентами.
    Налоговое законодательство не устанавливает особенностей уплаты налогов в зависимости от отраслевого принципа и является универсальным (общим) для всех коммерческих компаний. Как правило, общества электросвязи применяют общую систему налогообложения. В связи этим основными налогами, которые уплачивают общества электросвязи, являются:
налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль организаций;
единый социальный налог;
налог на имущество;
в качестве налогового агента налог на доходы физических лиц;
транспортный налог;
земельный налог;
государственную пошлину.
    По видам уплачиваемых налогов режим налогообложения обществ электросвязи сходен с режимом налогообложения компаний электроэнергетики, железнодорожного и трубопроводного транспорта. В тоже время по отношению к газо- и нефтедобывающим, алкогольным и табачным компаниям, общества электросвязи находятся в более выгодном положении, поскольку не уплачивают налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и освобождены от налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
    На общества электросвязи, как и на другие компании, распространяется общий порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подачи деклараций и иной отчетности, осуществления налогового контроля, определения налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
     В то же время нормы налогового законодательства не всегда носят универсальный характер и могут иметь различные исключения, недостатки или деления по видам деятельности, имущества, например,  в части определения налогооблагаемой базы, порядка исчисления и уплаты налогов, налоговых вычетов, льгот по налогам на имущество, земельному налогу и прочее.
     На сегодняшний день наметились общие тенденции развития законодательного регулирования налогообложения коммерческих компаний, в рамках которых целесообразно было бы учесть нижеизложенные проблемы и недостатки законодательного регулирования обществ электросвязи, делающие непривлекательной экономическую составляющую отрасли связи.