АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи
2.1.3. Продление срока подачи отчетности по НДС
Общества электросвязи (ОАО Связьинвест , ОАО МГТС , ФГУП РТРС , ФГУП Почта России и другие) являются крупнейшими налогоплательщиками. Разветвленная структура предприятий насчитывает множество филиалов по всей стране, в составе которых находится большое количество обособленных структурных подразделений. Ежемесячный объем начислений по НДС превышает сотни миллионов рублей. Общества электросвязи оказывают услуги связи огромному количеству абонентов каждый месяц, а также имеют десятки тысяч контрагентов в т.ч. в силу географической разбросанности крупных налогоплательщиков.
Налоговые органы требуют по счетам-фактурам, опаздывающим по периоду вычета, принимать к вычету НДС в дату, указанную в счете, несмотря на то, что налогоплательщик получил его намного позже. Операторы связи, как и иные крупные организации, имеющие десятки тысяч поставщиков, вынуждены ежемесячно подавать уточненные декларации за прошедшие периоды.
Такие предприятия находятся в неравных условиях с прочими налогоплательщиками в связи с тем, что формирование консолидированной отчетности по налогу на добавленную стоимость сопряжено с большими трудностями. Это вызвано большой территориальной разобщенностью отдельных структурных подразделений и ограниченным количеством времени, имеющимся в распоряжении на обработку первичных документов у каждого структурного подразделения, представляющего информацию для консолидации в филиал и далее в головное предприятие. Фактически для таких предприятий срок расчета налога на добавленную стоимость меньше установленного на 7 дней, необходимых для консолидации данных в итоговую налоговую декларацию предприятия. Поэтому часть первичных документов не может быть учтена в текущем периоде. А это, в свою очередь, приводит к постоянной сдаче уточненной отчетности по НДС.
Так, например, предприятие почтовой связи Федерального государственного унитарного предприятия Почта России (ФГУП Почта России ) насчитывает более 80 филиалов по всей стране, в составе которых находится большое количество обособленных структурных подразделений (ОСП). Ежемесячный объем начислений по НДС превышает 400 млн руб. Суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) и активы предприятия превышают 10 млрд руб.
Сложившаяся ситуация создает дополнительную административную нагрузку как на налогоплательщиков, так и на налоговые органы. Предлагается установить правило, что такие счета-фактуры принимаются к вычету по фактическому получению.
Также целесообразно закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации возможность электронного хранения счетов-фактур, невыставления операторами связи счетов-фактур физическим лицам. Важно, чтобы заработал Федеральный закон Об электронной цифровой подписи . Правительством Российской Федерации до сих пор не приняты подзаконные акты в его развитие. При этом продление срока сдачи декларации по НДС и его уплаты для крупнейших налогоплательщиков, имеющих крупную филиальную сеть, повысит качество работы, снизит трудозатраты на подготовку и обработку налоговой отчётности не только у предприятия, но и у налоговых органов.
Поэтому целесообразно дополнить Налоговый кодекс Российской Федерации нормами, продляющими срок подачи налоговых деклараций и уплаты НДС для крупных налогоплательщиков - например до 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Следует отметить, что указанная проблема касается налогоплательщиков других отраслей и имеющих широкую филиальную сеть (компании электроэнергетики и железнодорожного транспорта, автозаправочные станции, газовые и тепловые хозяйства, крупные автотранспортные компании).
Кроме того, данный вопрос необходимо решать и по другим видам налогов (налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на имущество и др.).
Вывод: Продление срока сдачи декларации по НДС для крупнейших налогоплательщиков, имеющих крупную филиальную сеть, повысит качество работы, снизит трудозатраты на подготовку и обработку налоговой отчётности не только у предприятия, но и у налоговых органов.
Предложения:
Дополнить ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
п.1) Крупнейшие налогоплательщики уплачивают налог за истёкший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом.
п.5) Крупнейшие налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным.