АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи
2.2.1. Особый порядок исчисления налога на прибыль для организаций связи
В связи с введением в действие Главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации Налог на прибыль организаций организации связи, имеющие обособленные подразделения, должны уплачивать налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в доходную часть федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Кроме того, организации связи обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
Специфика сетевого характера производства услуг связи и рассредоточенной инфраструктуры сетей электрической и почтовой связи обуславливает наличие обособленных подразделений, находящихся на областном, городском, районном и муниципальном уровнях. Такие обособленные подразделения, входящие в состав организаций связи, имеются практически в каждом населенном пункте. Так, например, в общей сложности число обособленных подразделений ФГУП Почта России в целом по стране превышает 40 000, а ОАО Связьинвест в целом по стране превышает 30 000.
Как отмечалось выше, в настоящее время уплата налога производится в федеральный бюджет и бюджет конкретного субъекта Российской Федерации, в котором расположено данное обособленное структурное подразделение (ОСП). Перечисление средств в бюджеты отдельных муниципальных образований Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 284) не предусмотрено.
Таким образом, на данный момент, несмотря на то, что сумма налога зачисляется в конечном итоге в единый бюджет субъекта Российской Федерации, предприятие вынуждено формировать и представлять налоговую отчетность, а также уплачивать налог по месту нахождения каждого из подразделений Филиала. Так, например, только по одной Новосибирской области количество ежемесячно формируемых платежных поручений составляет 1 980. При этом общая сумма налогового платежа в целом по субъекту Российской Федерации не изменяется, речь идет лишь о ее трудоемком и не продуктивном распределении между отдельными подразделениями. Данный порядок существенно затрудняет формирование отчетности и значительно увеличивает расходы на ее формирование, представление и подготовку платежных поручений на уплату налога. При этом возрастает риск возникновения ошибок, несвоевременного представления отчетности в налоговые органы, возникает необходимость во внесении постоянных изменений в корпоративную программу централизованной подготовки налоговой отчетности. Кроме того, данный порядок, на наш взгляд, неудобен и для налоговых органов, поскольку затрудняется проведение камеральных проверок достоверности показателей налоговой отчетности (особенно налоговым органом по месту учета головной организации).
Для обеспечения консолидированного расчета налогов при разветвленности объектов налогообложения организации связи вынуждены значительно увеличивать численность работников не только аппарата управления, но и каждого обособленного подразделения, входящего в состав этих организаций. При этом увеличиваются расходы на техническое обеспечение и оборудование, связь и документооборот, что приводит к увеличению себестоимости услуг связи и, как следствие, к увеличению тарифов для потребителей. Более того, дифференциация налоговых ставок по начислению налогов, наличие льгот по налогообложению на региональном уровне, отсутствие возможности оперативных и достоверных расчетов региональных налогов вследствие трудоемкости централизованной обработки финансовой информации организациями связи приводит к невозможности достаточно правильно спрогнозировать величину авансовых платежей налога на прибыль, обеспечить своевременную уплату этих платежей и сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, а также своевременно представить налоговые декларации по месту нахождения каждого обособленного подразделения по истечении отчетного и налогового периода.
Вывод: видится целесообразным установить особый порядок исчисления налога на прибыль для организаций связи, имеющих в своем составе филиалы и структурные подразделения.
Предложения: ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения дополнить следующими пунктами:
Для акционерных операторов связи, имеющих в своем составе обособленные структурные подразделения:
налоги, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, вносятся акционерным обществом электросвязи по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из его филиалов.
Для организаций почтовой и специальной связи, имеющих в своем составе филиалы с обособленными подразделениями:
налоги, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, вносятся филиалом по месту своего нахождения .
Ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговая декларация дополнить пунктами:
Для акционерных операторов связи, имеющих в своем составе обособленные структурные подразделения, налоговые декларации в налоговые органы представляют акционерные общества электросвязи по месту своего нахождения, месту нахождения каждого из его филиалов и структурных подразделений.
Для организаций почтовой и специальной связи, имеющих в своем составе филиалы с обособленными подразделениями, налоговые декларации в налоговые органы представляют филиалы по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого из его структурных подразделений .