АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи
2.2.3. Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности операторов связи.
Инвестиционные затраты (расходы на приобретение технологически сложного и дорогостоящего оборудования, программного обеспечения, работы по монтажу, проектные работы и др.) в структуре расходов операторов связи составляют 50 % всех расходов. Данный вид расходов в рамках налогового законодательства принимается к вычету посредством начисления амортизации.
Однако размер расходов, списываемых посредством начисления амортизации, составляет всего лишь 30 % от инвестиционных затрат.
Действующий порядок начисления амортизации по основным средствам содержит в себе неопределенность в части отнесения на расходы сумм амортизации по сложным вещам и объектам, содержащим в себе имущество с различными сроками амортизации.
Увеличение размера расходов на инвестиционные затраты (приобретение технологически сложного и дорогостоящего оборудования и программного обеспечения, работы по монтажу, проектные работы и др.), списываемых через восстановительную стоимость соответствующих объектов основных средств, до 50 % позволит организациям связи вкладывать большее количество денежных средств в развитие бизнеса и приобретение новых информационных технологий (программного обеспечения).
Также в целях повышения инвестиционной активности операторов связи необходимо ввести амортизационную премию (10 % стоимости введенных в действие основных фондов) в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию.
В мировой практике налоговая политика зарубежных стран ориентирована на привлечение частных инвестиций в экономику, а в качестве стимулирующей методики используется метод ускоренной (нелинейной) амортизации при расчете налога на прибыль.
При методе начисления можно закрепить по выбору налогоплательщика применение принципа равномерного признания доходов и расходов, а также ведение такого учета по каждому проекту (ст. 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом также необходимо решение следующих проблем, связанных с отнесением на расходы сумм амортизации технологического оборудования:
определение порядка учета расходов и применения налоговых вычетов при вложениях в арендованное имущество и долевом участии в общем имуществе должно быть предусмотрено в Налоговом кодексе Российской Федерации. Определение понятий модернизация и реконструкция , срок полезного использования и технических показателей должно быть уточнено (ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации);
определение порядка исчисления сроков полезного использования основных средств после истечения срока амортизации, в частности, в случае модернизации, должно осуществляться аналогично сроку амортизации (ст. 258, 259 Налогового кодекса Российской Федерации);
определение порядка определения первоначальной стоимости основных средств при капитальном строительстве (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации): учитывая невозможность учета косвенных расходов при строительстве хозяйственным способом;
в первоначальную стоимость основных средств должны быть отнесены не только прямые расходы на его приобретение (оплата по договору купли-продажи), но и косвенные: проценты по кредитам, государственная пошлина и т.д. (ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации);
определение порядка признания расходов в виде амортизации при лизинге, так же как и порядка применения налоговых вычетов по НДС в Налоговом кодексе Российской Федерации. Регулирование перехода права собственности и признание амортизации;
отнесение к расходам затрат на создание объектов незавершенного производства.
Для развития бизнеса (создания новых технологий, услуг) общества электросвязи вынуждены заключать договоры на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг). Расходы на оплату указанных договоров на выполнение НИОКР относятся к расходам, вычитаемым из налогооблагаемой базы налога на прибыль. Однако действующая редакция статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что списываются они в течение 3 лет. Кроме того, в случае, если научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществляемые в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, не дали положительного результата, то они подлежат включения в состав прочих расходов, исключаемых из налогооблагаемой базы налога на прибыль в течение трех лет в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов.
Вывод: представляется необходимым усовершенствовать установленный порядок отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ с целью стимулирования инновационной деятельности операторов связи. Для этого в состав расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, целесообразно относить в полной сумме затраты на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, не давших положительного результата.
Кроме этого, необходимо уменьшить срок, в течение которого относятся на расходы затраты на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, с 3 лет до одного года.
Также полагаем, что обществам электросвязи будет выгодно решение следующих вопросов:
приведение в соответствие с правилами ведения бухгалтерского учета налогового учета материально - производственных запасов;
открытие перечня прямых расходов, что позволит организациям самим принимать решение об отнесении затрат к прямым или косвенным;
предоставление возможности оценки остатков незавершенного производства, товаров на складе и товаров отгруженных, но не реализованных на конец месяца, по правилам бухгалтерского учета;
возможность учета в составе амортизируемого имущества в качестве самостоятельного объекта капитальных вложений в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений;
возможность учета в составе расходов, уменьшающих налоговую базу следующих расходов:
- произведенных за пределами территории Российской Федерации;
- по оплате проезда и стоимости провоза багажа в случае переезда работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к постоянному месту жительства;
- в виде премии, выплаченной продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора;
разделение финансового результата, полученного в результате исполнения договора доверительного управления ценными бумагами и прочим имуществом;
предоставление возможности не включать в налогооблагаемую базу расходы операторов связи на оплату платежей в фонд универсального обслуживания.