АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи
2.3.1. Порядок уплаты единого социального налога
В настоящее время согласно ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого социального налога (далее по тексту - ЕСН) производится:
по месту нахождения аппарата управления организации;
по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
На практике в большинстве регионов обязанности по уплате ЕСН и страховых взносов и представлению налоговой отчетности исполняют все ОСП: как филиалы, имеющие отдельный баланс, так и ОСП, его не имеющие.
Аппарат управления представляет в ИФНС отчетность и уплачивает налог только в отношении работников аппарата управления. Данный порядок обусловлен практической невозможностью (и нецелесообразностью) централизовать начисление и уплату налога на уровне аппарата управления.
Вместе с тем формально налоговые органы могут предъявить претензии к организации по поводу несоблюдения порядка уплаты налога, установленного ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:
уплата налога за работников филиалов, имеющих отдельный баланс, должна производиться этими филиалами;
уплата налога в отношении всех остальных работников (как аппарата управления, так и всех ОСП филиалов, не имеющих отдельный баланс - это несколько сотен тысяч человек - должна производиться централизованно аппаратом управления.
Исчисление и уплата налога на уровне филиала технически возможны, но также крайне трудоемки, поскольку это связано с необходимостью оперативного сбора данных (табелей учета рабочего времени и др.) и их обработки со всего региона. В ряде случаев без нарушения сроков уплаты налогов это будет сделать невозможно. Кроме того, централизация начисления и уплаты ЕСН может вызвать социальную напряженность. Это связано с тем, что часть ЕСН идет на формирование территориальных медицинских фондов, из средств которых оплачивается обслуживание работников в рамках обязательного медицинского страхования. Таким образом, при централизации уплаты ЕСН, например, в рамках Главного центра магистральных перевозок почты (ГЦМПП), могут возникнуть серьезные разногласия с региональными медицинскими фондами, т.к. взносы в отношении работников региональных Межрайонных сортировочных центров (МСЦ) будут фактически поступать в Москву, а обслуживание должно производиться в регионах.
Вывод: видится целесообразным предоставить в Налоговом кодексе Российской Федерации возможность уплачивать ЕСН и представлять по нему отчетность по обособленным подразделениям организации, как имеющим отдельный баланс (филиалы), так и не имеющим его (например, почтамты, МСЦ, автобазы и др.).