АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи
2.5. Земельный налог
Согласно Главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате земельного налога возлагается на организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, в случае, если данный налог, в том числе налоговая ставка, порядок и сроки его уплаты, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации введен нормативным правовым актом муниципального образования или законом города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на той территории, на которой находится облагаемый налогом земельный участок, и если данный земельный участок не входит в перечень объектов, не признаваемых объектом налогообложения, а также, если названные организации и физические лица не освобождены от указанного налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два варианта освобождения от уплаты земельного налога. Это исключение земельного участка из числа объектов налогообложения (например, согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд) и освобождение от налогообложения ряда организаций в отношении земельных участков, используемых ими для выполнения профессиональных функций либо определенной Налоговым кодексом Российской Федерации деятельности (например, согласно статье 395 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, или организации - в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного значения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решению органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения).
На основании норм Налогового кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что общества электросвязи могут быть освобождены от уплаты земельного налога только в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенного к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения.
В случае если таких объектов и имущества у обществ электросвязи нет, и существуют земельные участки, находящиеся у них в собственности, то общества электросвязи будут являться плательщиками данного налога.
Устанавливается максимальный размер ставки 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации О плате за землю (утратил силу) государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, полностью освобождались от уплаты земельного налога.
Действующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации не учитывают особенностей имущества (линий и сооружений связи). Например, использование указанного имущества не только в коммерческих целях, но и в целях государственной безопасности, публичных интересов, интересах населения, так как линии связи, размещаются на земельных участках, принадлежащих на праве собственности лицам, не являющимся собственниками линий связи, и соответственно плательщиком земельного налога будут являться они. В то же время будет справедливо их возмущение, почему они должны платить земельный налог в полном объеме, если их земельный участок ограничен в пользовании.
Подобная ситуация наблюдается и с земельными участками, используемыми для размещения линий электропередач. С 2006 г., когда прекратит свое существование право бессрочного пользования, проблема возникнет с земельными участками, используемыми для размещения газо - нефтепроводов (магистральных трубопроводов), поскольку собственники указанных объектов вряд ли смогут выкупить в собственность земельные участки под ними. Соответственно они оформят договор аренды либо сервитут, и плательщиком земельного налога будут собственники земельных участков.
Другим аспектом является то, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные для нужд связи, ограничиваются в обороте, если они находятся в государственной и муниципальной собственности. В этой связи неясно, по какому принципу Налоговым кодексом Российской Федерации одни земельные участки, ограниченные в обороте, исключались из объекта налогообложения, а другие - нет. Например, земельные участки, предоставленные для таможенных нужд, используются и для таких таможенных режимов как склад временного хранения . При этом управление складами временного хранения осуществляют коммерческие организации и имеют с указанной деятельности высокие суммы доходов.
_________________________
См., например, Таможенный кодекс Российской Федерации в части требований к имуществу организации, требуемых для получения организацией лицензии на осуществление складской деятельности
Кроме того, статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации исключает из числа налогоплательщиков земельного налога организации и физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. В то же время общества электросвязи должны размещать линии связи на земельных участках на праве ограниченного пользования. Поэтому целесообразно не признавать налогоплательщиком земельного налога и организации и физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве ограниченного пользования.
Вывод: в целях минимизации платежей по земельному налогу необходимо исключить из налогооблагаемой базы земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для нужд связи.
В связи с чем предлагаем дополнить часть 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 6 следующего содержания:
6) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для нужд связи; .
Также полагаем необходимым освободить от налогообложения (дополнить статью 395 Налогового кодекса Российской Федерации) организации в отношении земельных участков, используемых для размещения линий и сооружений связи.