АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи
2.4. Налог на имущество
В соответствии с Главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, разделом I Положения по бухгалтерскому учету Учет основных средств ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. 26н, линии связи, находящиеся на балансе обществ электросвязи, с 1 января 2004 г. подлежат обложению налогом на имущество.
Налог исчисляется в процентном соотношении (не более 2,2 %) от среднегодовой стоимости имущества (линий связи). Законом субъекта Российской Федерации указанная ставка может быть установлена и в меньшем размере в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, подлежащего налогообложению, но в отношении линий связи во всех субъектах Российской Федерации действует максимальная ставка налога.
Среднегодовая стоимость линий связи, находящихся на балансе обществ электросвязи, составляет свыше 60 млрд руб. Соответственно сумма налога на имущество, подлежащего уплате по линиям связи, будет составлять около 1,4 млрд руб. в год. При этом у обществ электросвязи, входящими в группу Связьинвест, в среднем за 2004 г. будет уплачен налог на имущество вдвое больший, чем за 2003 г. с учетом льготы по линиям связи. Понятно, что указанные налоговые платежи являются обременительными для обществ электросвязи и, на наш взгляд, не совсем обоснованными. Причины следующие:
высокая стоимость линий связи, как имущественного объекта, влечет высокие налоговые платежи. При этом срок окупаемости линии связи, вводимой в эксплуатацию, составляет 5-7 лет. Вследствие отмены ранее действовавшей льготы по налогу на имущество существенно увеличивается срок окупаемости линий связи. Он начинает приближаться к фактическому сроку износа;
линии связи используются не только в интересах операторов связи, но и в целях обеспечения публичных интересов : например, нужды обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. При этом операторы связи не могут применить к линиям связи льготу по налогу, предусмотренную п. 8 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации для мобилизационных мощностей, поскольку они относятся к объектам двойного назначения и используются в предпринимательской деятельности;
линии связи находятся на балансе в одной организации, которая платит налог за них, но пользуются ими для извлечения прибыли на условиях присоединения в соответствии с Федеральным законом О связи и другие операторы связи, которые оплачивают только услугу присоединения. При этом действующие тарифы на услугу присоединения не включают в себя сумму, покрывающую убытки собственника линий связи от уплаты налога на имущество;
линии связи используются также и в интересах государства, населения, которые заинтересованы в снижении тарифов на услуги связи и качестве предоставляемых услуг связи. Следует отметить, что в действующие тарифы до сих пор не включены суммы на покрытие затрат на уплату налога на имущество по линиям связи.
Вышеуказанные причины влекут нецелесообразность строительства новых линий, повышение тарифов на услугу присоединения к линиям связи, повышение тарифов на услуги связи. Таким образом, снижается коэффициент пропорциональности получаемой прибыли и инвестиционных вложений в развитие отрасли, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности и развитии отрасли в целом.
На сегодняшний день данный коэффициент в отрасли связи значительно меньше, чем в нефтеперерабатывающей, газовой, энергетической отраслях, железнодорожном транспорте, использующих подобные линиям связи объекты, имеющие линейную протяженность, но, в то же время не подлежащих обложению налогом на имущество.
ФГУП Почта России является предприятием с разветвленной сетью обособленных структурных подразделений, оказывающим социально-значимые услуги почтовой связи физическим и юридическим лицам Российской Федерации. Содержание колоссальной почтовой структуры, распределенной на значительной территории Российской Федерации, внедрение передовых технологий, новых высококачественных почтовых услуг, использование самых современных способов передачи информации требует значительных финансовых вложений.
Вывод: как показывает мировая практика, электросвязь пользуется вниманием и поддержкой государства. В целях более динамичного развития связи в Российской Федерации целесообразно, на наш взгляд, снизить налоговое бремя данной отрасли, связанное с уплатой налога на имущество.
Предложения: пункт 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий налоговые льготы в отношении видов имущества, дополнить после слов линий энергопередачи словами и связи .
Дополнить статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 17 следующего содержания имущество организаций федеральной электросвязи .
Кроме того, порядок уплаты налогов на имущество налогоплательщиками с крупной филиальной сетью и наличием имущества, подлежащего регистрации вне места регистрации головной компании, в том числе находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, не предусматривает особенностей уплаты указанного налога и предоставления расчетов для таких налогоплательщиков. Такой налогоплательщик должен подавать налоговую декларацию по каждому объекту недвижимости в десятки налоговых инспекций, что представляет собой очень сложный, трудоемкий и финансово-затратный процесс исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации формы налоговых деклараций утверждаются органами государственной власти субъектов российской Федерации. В результате каждый субъект Российской Федерации утверждает свою форму декларации по налогу на имущество, которая будет отличаться от форм деклараций других субъектов Российской Федерации (т.е. сколько субъектов Российской Федерации, столько и форм деклараций по налогу на имущество).
Так, организации связи, а также и другие организации, использующие в своей деятельности объекты недвижимости, имеющие линейную протяженность (линии электропередач и связи, газо- и нефтепроводы, железные дороги, и т.п.), проходящие через территорию нескольких субъектов Российской Федерации, а также имеющие большое количество объектов недвижимого имущества, разбросанных по территориям разных субъектов, и (или) разветвленную филиальную сеть, обязаны представлять расчеты по налогу на имущество по месту нахождения каждого объекта имущества или филиала.
Поэтому, в интересах обществ электросвязи необходимо установить единые формы деклараций по налогу на имущество (исключить на уровне Налогового кодекса Российской Федерации права субъектов Российской Федерации устанавливать формы деклараций по налогу на имущество и передать это право Министерству финансов Российской Федерации).