Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи


2.7.3. Досудебное урегулирование споров

     
     В настоящее время механизм досудебного урегулирования налоговых споров крайне неэффективен. Как правило, обжалование решения приводит только к назначению повторной проверки, и только в редких случаях налоговый орган пересматривает решение. В большей степени это объясняется соблюдением чести мундира . Для налоговых органов легче согласиться на судебную процедуру рассмотрения спора, чем отменить собственное решение.
    Видится необходимым перенести рассмотрение споров налогоплательщиков и налоговых органов по принятым решениям в специальное подразделение Министерства финансов Российской Федерации (а не в Федеральной налоговой службе) как органа, формирующего и отвечающего за налоговую политику в стране. В таком случае Министерство финансов Российской Федерации как лицо незаинтересованное будет выступать в качестве независимого эксперта и арбитра.
    Приоритет Министерства финансов Российской Федерации по разъяснению  (толкованию)  противоречивых или неясных налоговых норм, неясных для налогоплательщиков ситуаций следует подкрепить официальным статусом разъяснений, которые даются налогоплательщику.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 141 Налогового кодекса Российской Федерации подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Таким образом, в течение одного месяца, пока налоговый орган рассматривает жалобу, не приостанавливая исполнения обжалуемого акта, происходит принудительное взыскание за счет денежных средств либо приостановление операций по счетам. Например, в почтовой связи приостанавливаются счета, на которых консолидируются пенсионные выплаты, переводы физических лиц. В результате таких действий физические лица несвоевременно получают пенсии, денежные переводы, Даже в случае положительного рассмотрения жалобы в вышестоящем органе возврат излишне взысканных денежных средств из бюджета видится маловероятным.
     В связи с этим операторы связи вынуждены обращаться в арбитражный суд, используя судебный порядок урегулирования налогового спора, неся при этом немалые финансовые потери.
    Предлагаем в случае обжалования ненормативных актов либо действий (бездействия) налогового органа в досудебном порядке по письменному заявлению налогоплательщика приостанавливать исполнение обжалуемых актов или действий. В связи считаем возможным дополнить статью 141 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2 следующего содержания:
     Налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, полностью или частично приостанавливает исполнение обжалуемых акта или действия по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом .
    Следующим вопросом, требующим законодательной доработки, является то, что на сегодняшний день Налоговый кодекс Российской Федерации не учитывает существование и не определяет статус, цели налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков с разветвленной филиальной сетью, которые осуществляют деятельность на территории нескольких десятков субъектов Российской Федерации.
    Единственной нормой, содержащейся в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающейся крупнейших налогоплательщиков, является третий абзац пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, который позволяет Министерству финансов Российской Федерации определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Вместе с тем крайне высоки издержки налоговых органов и самих крупнейших налогоплательщиков, связанные с налоговым администрированием. Зачастую сумма расходов, понесенных налоговым органом и крупнейшим налогоплательщиком, в несколько раз превышает результат (эффект) от проведенных мероприятий.
    Предлагаем закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации право налоговых органов определять особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков путем разработки методических указаний и других инструктивных материалов с учетом предложений организации - крупнейшего налогоплательщика с целью снижения трудовых, материальных затрат по налоговому администрированию как у налоговых органов, так и у организаций - крупнейших налогоплательщиков. В частности, дополнить пункт 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговые органы вправе абзацем следующего содержания:
     определять особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков .