Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи


2.7.2. Налоговый контроль и администрирование

     
     Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливается исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы могут истребовать при проведении камеральных проверок, а это, на наш взгляд, должно являться одним из принципиальных требований к порядку и условиям проведения проверки.
    Напомним, что в России действует трехуровневая система налогового администрирования. Есть Федеральная налоговая служба, районные инспекции на местах и межрегиональные службы, которые работают с крупными налогоплательщиками. С первыми двумя уровнями все ясно и прозрачно. Если возникает необходимость повторной налоговой проверки, санкцию на нее инспекции запрашивают у Федеральной налоговой службы. Что касается крупных налогоплательщиков, то здесь Федеральная налоговая служба просто принимает решение о повторной проверке. И мы с этим не согласны. Считаем, что пропускать процедуру санкции ни в коем случае нельзя. Такое разрешение должен давать суд. Но возможно санкции на повторные проверки передать в ведение Министерства финансов Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
    В России 2,5 тысячи крупных налогоплательщиков, они собирают 52 % налогов, поступающих в бюджет. Повторная проверка может сказаться на капитализации организации связи, на курсе ее акций. А значит, и на поступлениях в бюджет.
    Обращаем внимание и на то, что Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает общий 5-дневный срок для предоставления документов по требованию налоговых органов, при этом не установлен порядок продления данного срока. В практической деятельности налоговые органы часто запрашивают у операторов связи документы, относящиеся к деятельности отдаленных структурных подразделений. Например, такой срок явно недостаточен при получении Екатеринбургской дирекцией запроса об услугах, оказанных ИЧП ХХХ районным узлом связи в Ханты-Мансийском округе, для подготовки документов и их направления в московскую налоговую инспекцию. Затем данный документ будет отправлен в налоговый орган по месту нахождения ИЧП - в тот же районный центр. В связи с чем необходимо установить срок на исполнение требования о предоставлении документов не менее 10 дней. Особенно это касается встречных проверок.
    Общества электросвязи, являясь крупными налогоплательщиками, находятся в неравных условиях с прочими налогоплательщиками в связи с тем, что Налоговый кодекс Российской Федерации установил общий пятидневный срок для представления документов. У операторов связи налоговые органы часто в рамках проведения камеральных и особенно встречных налоговых проверок запрашивают документы, относящиеся к деятельности отдаленных структурных подразделений. Например, в течение пяти дней отсутствует реальная возможность представить документы, запрашиваемые у структурного подразделения оператора связи по Камчатской области, являющегося филиалом головной компании, в Московскую налоговую инспекцию. А за не соблюдение сроков операторов связи систематически привлекают к ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Операторы связи ежедневно получают десятки запросов о подтверждении фактов оказания услуг максимум на 1-2 тысячи рублей. Такие запросы являются стандартными согласно внутренним методическим рекомендациям Федеральной налоговой службы по проверке налога на прибыль. Соответственно, такие запросы делаются при проверке любого налогоплательщика. Расходы, которые в связи с этим несут налоговые органы и налогоплательщики, намного превышают эффект от  таких мер. Зачастую налоговые органы запрашивают не только документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, но и внутренние документы другого. В связи с этим необходимо регламентировать цели и порядок проведения встречных проверок.
     Повторность запрашивания документов по различным проверкам не запрещается в Налоговом кодексе Российской Федерации. Часто налогоплательщик вынужден предоставлять одни и те же документы несколько раз, что приводит к дополнительным сложностям в администрировании и затратам.
    Полагаем, что обжалование решения о привлечении к ответственности налогоплательщика должно приостанавливать его исполнение. При этом вынесенные на основании решения документы (требования об уплате налогов, обеспечительные меры) должны подлежать автоматическому приостановлению.
    Следует отметить и то, что существующая на данный момент практика показывает, что в адрес операторов связи зачастую территориальными налоговыми органами направляются ошибочно выставленные требования об уплате налога, пени или штрафа. После долговременных сверок расчетов с налоговой инспекцией устанавливается необоснованность требований налогового органа (ошибки в разноске по карточкам лицевого счета, несвоевременная разноска платежей и уточненных расчетов и др.).
    Проведение сверок расчетов с налоговой инспекцией, как правило, затягивается на недели (необходимость записи на прием, копирование первичных документов, территориальная удаленность (особенно в отношении межрайонных инспекций). При этом местные налоговые органы, не дожидаясь результатов сверки расчетов с оператором связи, активно применяют процедуры приостановления операций по счетам и принудительного взыскания средств с банковских счетов (в т.ч. с тех, на которых находятся чужие средства).
     Например, в организациях почтовой связи это приводит к задержке выплаты компенсаций и пенсий населению, что создает совершенно неоправданную социальную напряженность.
     Проблема осложняется тем, что многие территориальные инспекции направляют требования об уплате налогов в адрес головных компаний операторов связи, имеющих широкую филиальную сеть, что фактически приводит к невозможности в установленные налоговой инспекцией сроки рассмотреть ситуацию и (при необходимости) погасить недоимки.
    Вывод: в рамках, установленных статьями 46 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо предусмотреть процедуру обеспечения фискальных интересов государства, не допуская при этом направления налоговым органом необоснованных требований налогоплательщику.
    Конкретно: дополнить пункт 2 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации после слов по решению налогового органа текстом следующего содержания:
      по месту нахождения организации .
    Изложить предложение 1 абзаца первого пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
     Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа по месту нахождения организации в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога .
    Абзац 2 п. 5 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:
      Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных, бюджетных счетов, а также счетов, предназначенных для проведения операций со средствами, не принадлежащими налогоплательщику (в т.ч. пенсионными, переводными, подписными средствами) .
    Дополнить абзац 1 п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации текстом следующего содержания:

     Операции могут приостанавливаться по всем банковским счетам налогоплательщика-организации, за исключением счетов, предназначенных для проведения операций со средствами, не принадлежащими налогоплательщику (в т.ч. пенсионными, переводными, подписными средствами) .
    
     Еще одной проблемой является то, что в настоящее время, многие территориальные налоговые органы продолжают направлять ненормативные акты налогового контроля в адрес головных компаний электросвязи, имеющих широкую филиальную сеть. Учитывая длительность прохождения почтовой корреспонденции, это приводит к несвоевременному их рассмотрению на уровне структурных подразделений (филиалов) организаций связи и, соответственно, к невозможности оперативного устранения выявленных налоговых правонарушений. Фактически при этом нарушается право налогоплательщика на представление его интересов в налоговых правоотношениях специально уполномоченными лицами (у всех руководителей территориальных подразделений (филиалов) операторов связи имеются необходимые доверенности).
     Представляется целесообразным ввести для организаций с разветвленной филиальной сетью более эффективный механизм налогового администрирования, при котором различного рода акты налоговых органов будут направляться региональным представителям налогоплательщика, наделенными соответствующими полномочиями. Это позволит снизить издержки как налоговых органов, так и налогоплательщика, а также оперативно устранять выявленные налоговые правонарушения.

     В связи с чем предлагаем дополнить абзац первый пункта  6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации текстом следующего содержания:
     При этом при условии направления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о направлении требований об уплате налога в адрес его уполномоченного представителя данный налоговый орган обязан направлять их уполномоченному представителю налогоплательщика .
    Дополнить пункт  4 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации после первого предложения текстом следующего содержания:
      При этом при условии направления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о направлении акта налоговой проверки в адрес его уполномоченного представителя данный налоговый орган обязан направить его уполномоченному представителю налогоплательщика .
    Дополнить пункт  5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации после первого предложения  текстом следующего содержания:
     При этом при условии направления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о направлении копии решения налогового органа и требования в адрес его уполномоченного представителя данный налоговый орган обязан направить их уполномоченному представителю налогоплательщика .

    Также в целях совершенствования процедуры проведения проверок предлагаем:
    а) четко прописать механизм проведения дополнительных мероприятий налогового контроля: основания и порядок продления срока проверок, предусмотреть возможность обжалования продления.
    б) установить механизм реального возмещения убытков, причиненных налоговыми органами в ходе налогового контроля: включить в состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля и подлежащих возмещению налогоплательщику, документально подтвержденные расходы на подготовку копий истребованных документов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, предусмотреть зачет данных сумм в счет налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет.