АВ 2004г. Выпуск 11 Реформирование налоговой системы в 2005 -2007 годы
О внесении изменений в статью 3 закона Российской Федерации О таможенном тарифе и в статью 5 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации .
Как известно, гл. 26 Налогового кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых". введена Федеральным законом от 08.08.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации с 01.01.2002 г.
Одновременно внесены изменения в Закон РФ "О недрах", который устанавливает, что при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
- разовые платежи за пользование недрами (бонусы);
- регулярные платежи за пользование недрами (ренталсы);
- плата за геологическую информацию о недрах;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе);
- сбор за выдачу лицензий.
Таким образом, законодатель разделил понятия: налоги и платежи. Налоги регулируются Налоговым кодексом, платежи - Законом РФ "О недрах". До принятия указанных поправок такого деления не было, и все платежи (налоги) регулировались неналоговым законодательством, Законом РФ "О недрах", другими законами, постановлениями, инструкциями. В связи с этим в судах рассматривались вопросы о незаконности взимания тех или иных платежей, налогов по природным ресурсам.
Стоит вспомнить, что основные положения гл. 26 НК РФ заключаются в следующем.
Указанной главой в налоговую систему Российской Федерации взамен трех налогов (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы и акциз на нефть и стабильный газовый конденсат) введен новый - налог на добычу полезных ископаемых, предусматривающий установление единых налоговых ставок по каждому виду полезных ископаемых. До принятия указанной главы ставки устанавливались в лицензии дифференцировано в зависимости от горно - геологических и экономико - географических показателей месторождения.
Одновременно в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 126-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2002 г. Федеральный закон от 30.12.1995 г. "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы", а также внесены изменения в гл. 22 НК РФ "Акцизы" в части отмены акцизов на нефть и стабильный газовый конденсат.
Гл. 26 определяет 13 видов добытых полезных ископаемых, подлежащих налогообложению налогом на добычу.
Существенное отличие по сравнению с прошлым порядком просматривается при определении налоговой базы. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты.
Налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является стоимость добытых полезных ископаемых. При этом ст. 5 Закона предусмотрено, что в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Эта мера принята фактически для борьбы с применяемыми нефтяными компаниями трансфертными ценами.
В настоящее время цены минерального сырья, которые применяются для исчисления суммы налогов (налогов с оборота) при пользовании недрами, значительно отличаются от цен "свободного" рынка, в результате чего создаются неравные условия хозяйствования и (или) ущемляются интересы хозяйствующих субъектов. В бюджеты недопоступают значительные средства, а у некоторых компаний появляются незаслуженные сверхприбыли. Так, например, в 2000 г. средняя трансфертная цена нефти (по которой осуществлялась реализация нефти внутри ведущих вертикально интегрированных нефтяных компаний и которая являлась базой налогообложения) составляла 27 дол/т. При этом средняя экспортная цена (ФОБ при поставках на средиземноморский и роттердамский рынки) составила 110,5 дол/т., а средняя цена независимых (сторонним потребителям) продаж составила более 85 дол/т.
Применение рыночных цен при налогообложении соответствует мировой практике, поскольку при применении трансфертных цен величина налогов оказывается не определенной законодательно, а зависит от решений руководства интегрированных компаний.
Как известно, ст. ст. 20 и 40 части первой НК не позволяют в настоящее время применять для целей налогообложения рыночные цены. Поэтому временно (2002 - 2004 гг.) налог на добычу было решено взимать в абсолютных рублях с тонны добытой нефти, а к тому времени предполагалось внесение соответствующих изменений в указанные статьи, которые позволят урегулировать вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием и возможностью взимания налога в адвалорных ставках с 1 января 2005 г.
Определение стоимости добытых полезных ископаемых также относится к разряду приоритетных положений, определенных гл. 26 НК.
Порядок определения количества добытых полезных ископаемых и порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы достаточно подробно изложен в ст. ст. 339 и 340.
Ст. 340 предусматривает три способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых:
- исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
- исходя из сложившихся цен без учета государственных субвенций;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Третий способ вызывал больше всего споров при принятии главы, однако принятая редакция явно идет не на пользу бюджету. Так как расчетная стоимость добытого полезного ископаемого учитывает виды расходов, которые не корреспондируют с соответствующими статьями гл. 25 НК РФ (прямые и косвенные расходы). Кроме того, в объект налогообложения попадают виды расходов, связанные только с "производством" (гл. 25 при определении расходов принимается "деятельность", связанная с реализацией и внереализационными расходами), или чистая себестоимость (без минимальной прибыли)
Подготовленный законопроект совершенствует налогообложение нефтяной отрасли, позволяет усилить рентную составляющую налогообложения нефтяных компаний и обеспечивает дополнительное изъятие доходов, не зависящих от деятельности нефтедобывающих организаций.
При этом планируется изымать только ту часть прибыли, которая с точки зрения государства может быть признана неэффективно используемой, например, выплаты дивидендов в чрезмерных размерах, а также вложения в непрофильные активы.
Рассмотрение различных вариантов изменения ставок НДПИ и экспортных пошлин показало, что наиболее целесообразным является комбинированный вариант, в соответствии с которым изменены как ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, так и формула расчета ставки НДПИ при соблюдении следующих условий:
объем дополнительного изъятия, а также его доля в цене реализуемой нефти должны прогрессивно увеличиваться с ростом мировой цены на нефть;
возможный рост НДПИ и экспортных пошлин не должен привести к убыточности организаций, занятых преимущественно добычей нефти в сложных условиях, или имеющих трудности в ее реализации;
при сравнительно низких мировых ценах на нефть (менее 18 дол. за баррель) совокупная сумма НДПИ и экспортных пошлин для сохранения средств, обеспечивающих поддержание нефтедобычи, должна быть ниже существующего уровня.
Предполагается, что новая шкала экспортных пошлин на нефть может начать действовать с июля-августа этого года, новая формула расчета НДПИ на нефть - с 1 января 2005 года. По расчетам Минфина, повышение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль обеспечит в 2005 году дополнительно в бюджет 36,6 млрд. рублей, в том числе за счет повышения экспортных пошлин - 24,1 млрд. рублей, за счет повышения НДПИ - 12,5 млрд. рублей.
Шкала экспортных пошлин на нефть рекомендуется такая: при цене на нефть до $15 за баррель пошлина составит 0%; при цене от $15 до $20 за баррель пошлина составит до 35% от разницы между фактической ценой нефти и $15; при цене от $20 до $25 за баррель пошлина составит не более $12,78 плюс 45% от разницы между фактической ценой нефти и $20; при цене свыше $25 за баррель пошлина составит не более $29,2 и 65% от разницы меж фактической ценой нефти и $25.
По сравнению с действующей новая шкала экспортных пошлин не меняет уровень изъятий при цене до $15 за баррель (0%). При этом действующий сейчас диапазон цен от $15 до $25 за баррель, для которого нынешняя ставка пошлины установлена на уровне 35%, разбивается на два - от $15 до $20 с сохранением ставки на уровне 35% и от $20 до $25 со ставкой 45%.
Если сейчас для цены нефти свыше $25 за баррель действует ставка 40%, то в новой шкале ее предлагается повысить до 65%.
В формуле расчета НДПИ предлагается повысить базовую ставку налога с 347 рубля за тонну до 400 рубля за тонну, повысить с $8 до $9 необлагаемый налогом порог цены на нефть, а также пересмотреть курс рубля с 31,5 рубля за доллар до 29 рубля за доллар, что позволит скорректировать формулу с учетом тенденции к укреплению рубля. До настоящего времени заниженный курс рубля в формуле, по оценкам Минфина, позволял нефтяникам "экономить" около $1 млрд.
Реализация указанных предложений при цене 24 дол. за баррель даст дополнительные доходы федерального бюджета в объеме около 1,2 млрд .дол., при цене 27 дол. - 2,6 млрд.дол.
При таком подходе на НДПИ приходится одна треть налоговой нагрузки, а две третьих - на экспортные пошлины", -
Следует иметь в виду, что некоторые депутаты Госдумы предлагали другое распределение: одна четвертая - на НДПИ и три четвертых - на экспортную пошлину, соответственно.
Минфин такой подход не поддерживает, полагая, что надо исходить не только из сегодняшних пожеланий, связанных с увеличением НДПИ, но и из перспектив того, что этот ресурс, связанный с энергоносителями, должен постепенно приблизиться по цене к мировому уровню. Кроме того, поскольку экспортные пошлины являются недолговечными, то в случае необходимости ее изменения потребуется в срочном порядке увеличивать налоговую нагрузку через налог на добычу полезных ископаемых, а это длительная процедура.