Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 11 Реформирование налоговой системы в 2005 -2007 годы


Акцизы:  опять  рост ставок

      Проект федерального закона О внесении изменений в главу 22 Акцизы части второй Налогового кодекса Российской Федерации .
      Как известно, акцизы, как федеральный налог, устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации на территории Российской Федерации и обязательный к уплате на всей ее территории, являются стабильным доходным источником федерального бюджета.
    При этом акциз в качестве представителя косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товара и перелагаемых таким образом на конечного потребителя, представляет собой налог на потребление, непосредственным и неизбежным эффектом от установления которого на тот или иной товар является повышение цены на данный товар.
    Именно в связи с этим круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, четко определен и строго ограничен, из него исключены потребительские товары первой необходимости, обладающие социальной значимостью для населения страны.
    На сегодняшний день косвенные налоги на потребление занимают господствующие позиции в налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия. Их доля в налоговых поступлениях составляет от 50 до 70 процентов, что обусловлено, прежде всего, высоким фискальным эффектом этих налогов, а также их способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции.
    В России преобладание в налоговой системе косвенного обложения напрямую связано с фискальной направленностью государственной политики в сфере финансов. В условиях экономического кризиса и постоянной нехватки ресурсов для формирования бюджета страны опора на косвенные налоги стала практически единственным решением возникающих в связи с этим проблем, поскольку для перехода к преимущественно прямому налогообложению в настоящее время не создано необходимых условий. Объективно существующими препятствиями в сборе прямых налогов с организаций и населения являются, прежде всего, неразвитость экономики, огромное число трудноохватываемого налогами мелкого предпринимательства, низкий жизненный уровень населения, при котором масштабы прямых налоговых изъятий из его доходов предельно ограничены.
    Налоговая политика государства, помимо решения задачи обеспечения стабильной и достаточной для нормального функционирования государства доходной базы, основывается и на необходимости осуществления регулирования экономических и социальных процессов с целью достижения устойчивого развития отраслей, определяющих экономический потенциал страны и, следовательно, нуждающихся в росте, при одновременном снижении деловой активности в тех сферах, где требуется некоторое ограничение производства продукции, воздействующей на неблагоприятные общественные явления (например, алкоголя и табака).
    Инструментом практической реализации акцизной политики служит формируемый в соответствии с поставленными государством целями налоговый механизм, основными элементами которого являются перечень подакцизных товаров, круг плательщиков, размеры ставок акцизов, порядок и сроки уплаты начисленных сумм, а также предоставляемые льготы. Комбинируя эти составляющие тем или иным образом, государство получает возможность решения вышеуказанных задач налоговой политики.
    Предлагаемые и  на этот раз изменения в гл. 22 действуют указанным  способом и  предусматривают в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом предполагаемого на 2005 год уровня инфляции недопущение снижения относительного уровня налоговых поступлений в бюджет от акцизов, взимаемых по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические (конкретные в абсолютной сумме на единицу измерения) налоговые ставки.
    Специфические ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением сигарет, предлагается проиндексировать на 8 процентов.
    По сигаретам, в связи с решением, достигнутым при введении комбинированных ставок акцизов, предлагается более высокая индексация специфических составляющих ставок налога. На сигареты с фильтром предлагается установить специфическую ставку акциза в размере 70 рублей за 1000 штук, на сигареты без фильтра - 30 рублей за 1000 штук. Адвалорная составляющая сохранена в размере 5 процентов к отпускной цене. При индексации ставок в таком размере доля акциза в цене сигарет с фильтром в среднем составит около 25 процентов.