Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 11 Реформирование налоговой системы в 2005 -2007 годы


Новое в имущественном налогообложении

     Одновременно Правительством Российской Федерации в  ближайшее время будут направлены в Государственную Думу новые главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие земельный налог и налог на имущество физических лиц.
    С 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" физические лица, имеющие в собственности объекты жилого и нежилого фонда (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения), ежегодно уплачивают налог на строения, помещения и сооружения, введенный для собственников этих видов недвижимого имущества вместо ранее уплачиваемой ими платы за наем в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда. Определяемая для уплаты физическими лицами сумма этого налога зависит от размера ставок налога и налоговой базы, т.е. инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, определяемой органами технической инвентаризации по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа, с учетом коэффициента пересчета восстановительной стоимости, ежегодно устанавливаемого представительными органами местного самоуправления.
    В г. Москве с 1992 г. по 2001 г. налог исчислялся на каждое принадлежащее физическому лицу строение, помещение и сооружение по установленной вышеуказанным Законом РФ и Законом г. Москвы от 21 февраля 1996 г. N 5 ставке налога в размере 0,1% от инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений. За указанный период времени ставка налога не менялась. Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения не оказывала существенного влияния на размер налога, поскольку она определялась расчетным путем таким образом, чтобы исчисленная по установленной ставке сумма налога не превышала размера сложившейся в городе платы за наем в государственном, муниципальном и ведомственном фонде. Этот принцип был определен Правительством Москвы в целях сохранения социального равенства нанимателей и собственников жилых помещений.
    За последние несколько лет сложилась ситуация, когда инвентаризационная стоимость практически оставалась неизменной и соответственно размер налога не увеличивался, тогда как плата за наем жилья в государственном, муниципальном и ведомственном фонде постепенно повышалась. В связи с этим сумма налога в эти годы была значительно ниже размера платы за наем помещений в государственном, муниципальном и ведомственном фонде и в большинстве случаев составляла от 2 до 7 руб. в год в расчете на одного плательщика.
    В целях выравнивания этого положения было принято решение повысить в 2002 г. размер взимаемого с принадлежащих физическим лицам объектов недвижимого имущества налога, увеличив инвентаризационную стоимость имущества за счет повышения коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений (который является элементом оценки) с 1,48 до 15. При этом следует отметить, что рассчитанная по данному коэффициенту инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по-прежнему останется значительно ниже их реальной стоимости и стоимости, определяемой органами технической инвентаризации при совершении физическими лицами сделок с недвижимым имуществом на вторичном рынке (купли - продажи, мены, дарения и т.п.), и поэтому будет применяться исключительно для целей исчисления налога на строения, помещения и сооружения.
     Чтобы изменить  существующую ситуацию в  новом проекте закона при налогообложении имущества физических лиц предполагается, что налоговая база по этому налогу будет определяться как инвентаризационная стоимость недвижимого имущества, приведенная к реальным рыночным условиям.
    При взимании имущественных налогов - налога на имущество физических лиц и земельного налога - планируется приблизить налогооблагаемую базу к рыночной стоимости имущества. В частности, с 2005 года предлагается снизить максимальную ставку налога на имущество физлиц с 2% до 0,1% с одновременным переходом на оценку имущества для целей налогообложения по специальной методике, которая позволит приблизить ее к рыночной стоимости.
     По расчетам Минфина, переход на осуществление массовой оценки при определении налога на имущество физических лиц, приближенной к рыночной стоимости, приведет к тому, что данная оценка будет примерно на 30% ниже, чем оценка по индивидуальной рыночной стоимости. При такой оценке могут быть ошибки и отклонения, поэтому принимается порядок в сторону уменьшения, то есть рыночная оценка умножается на коэффициент 0,7.  Именно такая массовая оценка, приближенная к рыночной стоимости, применяется во многих развитых странах мира.
     Что касается земельного налога, то стоит, прежде всего, отметить, что закон "О плате за землю" является одним из "долгожителей" в системе законодательных актов Российской Федерации, принятых еще в РСФСР и продолжающих действовать до сих пор. Впрочем, для его отмены нет особых оснований. В перспективе, и скорее всего далекой, - замена земельного налога налогом на недвижимость. Следует отметить, что, несмотря на регулярные дополнения и изменения, которые вносят в этот Закон, он не претерпел существенных изменений. Концепция Закона сохранилась, а все изменения в основном коснулись льгот. Рассматриваемый Закон устанавливает формы платы за землю, ставки земельного налога, объекты обложения земельным налогом, льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления, зачисления, централизации и использования средств, поступивших в качестве платы за землю, порядок пересмотра обложения и уплаты доначисленных и уменьшенных при этом сумм налога и ответственность налогоплательщиков. Однако есть и некоторые проблемы, связанные с порядком дифференциации ставки земельного налога. Ежегодно, чаще всего федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, вводятся коэффициенты, повышающие ставку земельного налога.
    Исследование сформировавшейся в России законодательной базы регулирования земельного налога позволяет сделать вывод о рассредоточении налоговых норм по различным "непрофильным" (неналоговым) законам. Нормы, регулирующие земельный налог, содержатся, например, в Таможенном кодексе РФ, в ст. 15 которого установлено: "Таможенные органы Российской Федерации полностью освобождаются от платы за землю". Подобные приведенному случаю примеры иногда встречаются в практике зарубежных стран, в которых налоговое законодательство объявило решительную борьбу с так называемыми налоговыми наездниками. Основное средство борьбы сводится к тому, что судам, рассматривающим налоговые споры, запрещается использовать нормы (чаще всего устанавливающие налоговые льготы), содержащиеся в непрофильных, неналоговых законах.
    Уникальность Закона "О плате за землю" состоит в том, что, являясь по существу налоговым законом, он самым тесным образом связан с земельным законодательством. Многие статьи Закона содержат прямые отсылки к Земельному кодексу. Терминологический аппарат Закона формируется двумя путями:
    1) налоговая терминология определяется в актах законодательства о налогах и сборах (в первую очередь в Налоговом кодексе РФ);
    2) терминология, используемая для регулирования земельных отношений, определяется в актах земельного законодательства (Земельном кодексе РФ и др.).
    Таким образом, определяя место Закона "О плате за землю" в системе российского законодательства, следует иметь в виду, что он связан как с налоговым и бюджетным законодательством (Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 20 июля 1997 года N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери", федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год), так и с земельным законодательством (Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и др.).
    Сам земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления.
     В перспективе налоговая база по земельному налогу должна определяться на основе кадастровой стоимости земельного участка.
    В обоих случаях Кодексом будет определен только максимальный размер налоговой ставки.