Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 11 Реформирование налоговой системы в 2005 -2007 годы


Два слова о разном

       По данным Минфина РФ, выпадающие доходы консолидированного бюджета РФ в 2005 году в результате реализации нового этапа налоговой реформы составят 112,5 млрд. рублей, или 0,6% ВВП.
        Корректировки главы Налогового кодекса о налоге на прибыль носят, скорее, технический характер. В частности, планировалось предложить поправки, направленные на сближение принципов налогового учета по налогу на прибыль с бухгалтерским учетом.
    
       В ходе обсуждения   налоговых  законопроектов в Правительстве было принято также решение   о возможности увеличения налогообложения дивидендов с 6% до 9%. Физические лица  в 2003 году выплатили в виде шестипроцентного налога на доходы от дивидендов 20 миллиардов рублей, а юридические лица - всего четыре миллиарда рублей Перекос очевиден. Ряд компаний, в которых держателями крупных пакетов акций являются физические лица, назначили себе крупные дивиденды, и с них выплатили налоги. Это выгоднее, чем показывать эти доходы как зарплату или какие-то другие вложения.
     В этой связи правительство считает необходимым корректировать действующее законодательство, убрав элемент, связанный с оптимизацией налогообложения.
     В целом, формируемый в результате продолжения налоговой  реформы налоговый климат должен стимулировать диверсификацию структуры экономики за счет реализации комплекса мер, включающих два основных направления:
             первое - повышение привлекательности для инвестирования несырьевых секторов экономики, создание для добывающих отраслей стимулов для добровольного вложения капитала в другие сектора, стимулирование развития новых, технологичных секторов экономики;
              второе - выравнивание нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки.
                 Фискальная нагрузка будет перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие, что позволит, при стимулировании роста в перерабатывающей промышленности, секторах "новой экономики" и услуг приблизить условия конкуренции за привлечение ресурсов между сырьевыми и несырьевыми секторами.
                Расширение налоговой базы, связанное с ростом фонда заработной платы, приведет и к росту поступлений по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, сопровождающая снижение ЕСН монетизация ряда социальных льгот приведет к росту доходов населения на 150 млрд. рублей в год.
             Выступая  на совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли 19 марта 2004 года  Президент Российской Федерации В.В.Путин  подчеркнул: мы обязаны довести до конца налоговую реформу: условия налогообложения должны быть равными для всех предприятий, работающих в одной сфере. А налоговая система в целом должна быть необременительной для бизнеса. И, наконец, крайне важно, чтобы после завершения реформы основные компоненты налоговой системы не пересматривались много-много лет.
        Налоговая реформа, считает Президент, - это один из инструментов борьбы с бедностью. Именно через адекватную налоговую систему мы можем обеспечить повышение уровня оплаты труда, а также исключить "серые схемы" выплат денежного вознаграждения. Очень важно стимулировать дополнительные пенсионные накопления граждан.