АВ 2003г. Выпуск 36 Законодательство США в сфере добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов
Введение
Активизация дискуссии о возможностях использования механизмов изъятия и перераспределения природно-сырьевой ренты для увеличения доходов российского бюджета и повышения благосостояния населения вызывает естественный интерес к опыту регулирования доступа к минерально-сырьевым ресурсам за рубежом.
В 2002 г. исполнилось десять лет с момента принятия Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. 2395-1 О недрах . В исходной редакции Закон более или менее четко регулировал воспроизводство минерально-сырьевой базы и практику недропользования. Этот документ в основном учитывал рентную природу платежей добывающих предприятий за использование недр и базировался на концепции Энергетической стратегии России 1995 г., которая предусматривала последовательное введение дифференцированной ренты в сфере недропользования. В Законе были определены и льготы для разработчиков малопродуктивных месторождений и положения, стимулирующие геологическую разведку, а также ряд других мер, направленных на обеспечение устойчивого прироста отечественной ресурсной базы. В марте 2000 г., выступая на совещании российских нефтяников в г. Сургуте, В.В. Путин незадолго до своих первых президентских выборов подтвердил этот тезис, подчеркнув, что необходимо внести изменения в законодательство о недропользовании, так как добывающим компаниям нужны стимулы для проведения геологоразведочных работ.
Тем не менее, вступивший в силу Федеральный закон от 29 мая 2002 г. 57-ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации ввел единый недифференцированный налог на добычу полезных ископаемых. При этом были отменены отчисления на воспроизводство запасов и многие льготные нормативы по налогообложению.
В рамках продолжающегося обсуждения перспектив развития добывающей промышленности России значительный интерес представляет поход к аналогичным вопросам в США, где накоплен богатый опыт разработки и последовательного реформирования горного права с учетом постоянно изменяющихся требований рыночной экономики.