АВ 2003г. Выпуск 36 Законодательство США в сфере добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов
Общие принципы регулирования добычи полезных ископаемых в США
В основе современного американского государственного регулирования горнодобычи лежит двойственная система:
1) патентный доступ, предусматривающий регистрацию заявок и выдачу горных патентов на исключительное право разработки каждого конкретного месторождения при внесении однократных пошлин;
2) арендно-лицензионный доступ, без передачи прав собственности на первичные ресурсы земных недр и с выплатой регулярных рентных отчислений в процентах от стоимости добываемого сырья.
Все подземные минеральные ресурсы являются общенациональным достоянием, использование которого строго контролируется государством.
Система государственного регулирования всей сферы добычи полезных ископаемых в США базируется на экономических и законодательных рычагах. Постоянное усиление зависимости американской экономики от внешних источников сырьевого снабжения, наряду со все более частыми структурными сырьевыми и энергетическими кризисами, обусловили концентрацию в руках государства действенного контроля над всей системой сырьевого снабжения.
Для координации разработки собственных месторождений, а также с целью повышения общей экономической эффективности горнодобычи в США используется развитые механизмы государственного контроля. Наряду с прямым законодательным регулированием доступа к ресурсам они включают:
контроль над ценами на отдельные виды первичного минерального сырья;
разнообразные налоговые скидки на истощение недр и освоение новых месторождений;
ускоренную амортизацию оборудования;
целевые субсидии на НИОКР;
государственные закупки сырьевых материалов по долгосрочным программам накопления их стратегических запасов;
централизованный федеральный учет и оценку запасов природных ресурсов.
Экономическое воздействие всех этих мер направлено на изменение внешних условий хозяйственной деятельности горнорудных, нефтегазовых и угледобывающих компаний, за которыми остается полная свобода выбора тактических производственных и маркетинговых решений.