Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 36 Законодательство США в сфере добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов


Особенности системы патентного доступа

     Патентная система, предусмотренная действующим Всеобщим законом о горнодобыче 1872 г. ( The General Mining Law - GML) в настоящее время регулирует разведку и добычу нетопливных видов минерального сырья (железные и урановые руды, медь, свинец, никель, серебро, полевой шпат) не подпадающих под арендно-лицензионный доступ. Основное достоинство патентной системы, обеспечившее ее жизнеспособность, состоит в том, что любое физическое лицо или компания, подавшие заявку на обнаруженные месторождения, при соблюдении установленных правил регистрации, в большинстве случаев беспрепятственно и с минимальными затратами получают охраняемое государством право на их разработку.
    Принцип открытого доступа не применяется на землях отдельных штатов, индейских резерваций, а также ограничен по специальному Закону Ингла 1958 г. об оборонных земельных изъятиях ( Engle Act of February 28, 1958 , 43 USC 155-158) на землях площадью свыше 5 000 акров, которые по решению Конгресса на длительное время отчуждаются для использования в военных целях. Тем не менее, в более позднем Законе об оборонных земельных изъятиях 1986 г. ( Military Lands Withdrawal Act of 1986 , P.L. 99-606), специально подчеркивается, что любые формы военного использования земельных участков ограничиваются определенным сроком и согласовываются с Министерством внутренних дел, которое продолжает контролировать доступ к месторождениям их недр.
_________________________
   Акр (acre) - земельная мера, применяемая в ряде стран, использующих английскую систему мер (Великобритания, США, Канада, Австралия). 1 акр = 4 840 кв. ярдам = 4 046,86 м2.

    Поскольку основополагающим принципом американского горного права является признание всех запасов полезных ископаемых земных недр исключительным федеральным достоянием независимо от формы собственности на поверхностные территории, то правило открытого доступа длительное время применялось и в отношении частных земель. При обнаружении месторождений на этих землях горнопромышленники могли в ряде случаев осуществлять их разработку при условии согласия землевладельцев, которые получали компенсации и рентные платежи.
    Дальнейшее развитие использования патентной системы ограничено тем, что в своем традиционном виде она не содержит действенных стимулов к повышению эффективности добычи минерального сырья и не способствует быстрому и гибкому приспособлению современного землепользования к динамично изменяющемуся рынку, особенно в условиях роста цен и все более жестких экологических ограничений. По сравнению с временной арендой по договорам имущественного найма, патентная система приносит незначительный доход государственному бюджету, почти равный расходам на нее, в то время как даже по нетопливным видам сырья арендные платежи оказываются в 3-4 раза выше всех соответствующих административных затрат. Именно поэтому месторождения угля, нефти, природного газа и многих других наиболее ценных видов сырья в недрах, как федеральных территорий, так и участков сельскохозяйственного и прочего назначения, проданных в частную собственность, были зарезервированы за государством с лицензионным характером доступа.
    Основной причиной сохранения патентной системы является государственная поддержка мелких и средних горнопромышленных компаний, занятых добычей малоценного нетопливного сырья, введение арендной платы, за добычу которого сделала бы ее нерентабельной. Компромиссный Закон о политике использования федеральных земель 1976 г. ( Federal Land Policy and Management Act of 1976 ) поставил барьер на пути спекулятивной передачи государственных земель в частную собственность и был направлен на осуществление комплексного и сбалансированного использования имеющихся земельных фондов.
    Попытки законодателей существенно изменить правовые основы горнодобычи успеха не имели. Не встретили поддержки Конгресса и недавние предложения республиканской администрации Дж. Буша о возможности объявления отдельных районов страны областями повышенного минерально-сырьевого значения , с последующим введением специальных условий их эксплуатации.     
     Для регистрации и обеспечения действия заявки на разработку каждого месторождения на общественных землях требуется уплата номинальной пошлины в размере 100 долл. в год, а также единовременный регистрационный взнос в 25 долл. Так как число регистрируемых заявок достигает несколько десятков тысяч в год, то общий размер таких федеральных сборов в 2000 г. составил около 20 млн долл.
     Перед началом промышленной эксплуатации месторождения заявитель может оформить заявление на получение горного патента с единовременным регистрационным взносом в 300 долл. отдельно по каждой заявке. При этом необходимо документально подтвердить вложение инвестиционного капитала в предстоящую разработку. В случае положительного решения заявитель вносит в казну дополнительную единовременную плату в размере 2,5 долл. за каждый акр используемых земель для рассыпных месторождений и 5 долл. за акр для жил и компактных рудных тел. Предельный размер отчуждаемой территории по каждому патенту не должен превышать 20 акров.
    Всего, начиная с 1867 г., по зарегистрированным 65 тыс. горным патентам в США было передано в коммерческую эксплуатацию 3,3 млн акров общественных земель, что составило только около 1,5 % от всех используемых в настоящее время таких территорий. Хотя действующее американское законодательство допускает возможность и беспатентной добычи минеральных ресурсов по зарегистрированным заявкам, оформление патента обеспечивает его держателю исключительное право, как на разработку подземного рудного тела, так и на использование соответствующего земельного участка на поверхности.