Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 36 Законодательство США в сфере добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов


Специфика арендно-лицензионной системы

     Широкая практика временной сдачи земель в аренду под разведку и добычу полезных ископаемых установилась в США к середине 20-х годов прошлого века. Долгосрочная аренда земельных участков, предусматривающая изъятие земель во временное целевое использование быстро стала преобладающей формой взаимодействия между горнодобывающими компаниями и землевладельцами. С 1947 г. только в аренду стали сдаваться все так называемые приобретенные земли , ранее находившиеся в частной собственности, а затем купленные федеральными ведомствами. В 1953 г. с принятием специального дополнительного закона об использовании участков континентального шельфа арендная система была распространена на разведку и добычу топливных углеводородов прибрежных морских районов, а с 1978 г. - на все виды минеральных ресурсов морского дна в пределах 200-мильной экономической зоны США. В 80-е годы началась сдача в аренду федеральных земель для проведения угледобычи.
     В соответствии с установленным по этой системе порядком, для осуществления первичной геологической разведки необходимо предварительно получить специальную платную лицензию федеральной администрации, дающую исключительное право на поиск определенных видов ископаемых в границах отведенного района. Если владелец подобной поисковой лицензии в течение указанного при ее приобретении периода времени обнаруживает промышленное месторождение такого вида минерального сырья, то ему предоставляется преимущественное право последующего заключения арендного договора для его добычи.
    Арендные платежи вносятся как в период разведки по поисковой лицензии, так и в течение всей последующей эксплуатации. В набор платежей арендной системы горнодобычи в США обычно входят два постоянных элемента:
1) традиционные относительно небольшие ежегодные рентные платежи, взимаемые с начала этапа предварительной геологической разведки в сумме до 2-3 долл. за акр;
2) дополнительная плата в размере до 15 % от стоимости извлекаемой сырьевой продукции за право разработки недр конкретного месторождения, известная под названием роялти .     
     Общий налог с прибыли добывающих компаний может быть установлен в размере до 50 %.     
     С началом освоения ресурсов континентального шельфа арендно-лицензионная система пополнилась еще одним важным элементом - выплатой в казну арендных бонусов , которые представляют собой единовременные платежи в форме значительно повышенного первого арендного взноса. При этом выплата первого взноса предшествует моменту объявленного начала промышленной разработки месторождения. Сумма бонусов достаточно велика: по данным Министерства внутренних дел в отдельные годы они дают до 25 % горных поступлений в федеральный бюджет, тогда как на арендные платежи, роялти и налоги приходятся остальные 75 %.
    Платежи за разработку недр взимаются государством либо в денежной форме, либо в виде прямой отгрузки части продукции. Начиная с 1983 г. общая сумма арендных платежей добывающего комплекса США стала превышать 10 млрд долл. в год.
     По срокам аренда обычно оформляется на 20 лет, с возможностью ее последующего продления. Закон о минерально-сырьевом лизинге 1920 г. с последующими поправками 1960 г. ( Mineral Leasing Act of 1920 , Mineral Leasing Act Revision of 1960 30 U.S.C. 181 - MLA) оговаривает специальные ограничения по максимальной площади арендуемых земель. Законом также устанавливается фиксированное распределение получаемых доходов:
10 % поступают в федеральную казну;
52,5 % поступают в специальный фонд рекультивации земель;
37,5 % (а для угольных месторождений - до 50 %) направляются на развитие инфраструктуры и реализацию социальных и образовательных программ соответствующего штата.
    Кроме того, федеральное правительство может выплачивать штатам специальную компенсацию за недополучение местных налогов ввиду того, что арендуемые для горных работ земли не используются в других производственных или рекреационных целях.     
     Вполне очевидно, что оптимальный режим государственного регулирования доступа к эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов требует сочетания различных подходов, параллельного использования разнородных механизмов и тщательного учета текущей рентабельности соответствующих видов горного производства. При всех своих достоинствах, арендно-лицензионная система с использованием рентных платежей наиболее оптимальна лишь для высокодоходных видов добываемой продукции с детально установленной и достаточной ресурсной базой.
    Для менее доходных видов сырья и истощенных месторождений целесообразно применение различных форм государственного субсидирования и льготного налогообложения, которые бы в достаточной мере компенсировали соответствующий повышенный коммерческий риск и большую капиталоемкость добывающих предприятий.