Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 36 Законодательство США в сфере добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов


Особенности формирования энергетической налоговой политики в США

     На протяжении последнего столетия американской экономической истории можно выделить 4 периода различной налоговой политики:
1) 1916-1970 гг. - период максимального содействия внутренней добыче нефти и газа;
2) кризисные 70-е годы жесткого государственного налогового контроля для повышения энергетической эффективности экономики;
3) этап консервативного рыночного дерегулирования 80-х годов;
4) период налогового стимулирования структурной перестройки энергетических рынков в 90-е годы.     
     Федеральная энергетическая налоговая политика США всегда была в первую очередь направлена на поддержку внутренней добычи и повышение уровня обеспеченности национальной экономики нефтью и природным газом. Тем не менее, начиная с 70-х годов прошлого века, в связи со структурными энергетическими кризисами и растущими дефицитами снабжения, были проведены существенные налоговые реформы. Целью реформ было введение новых целевых акцизов на нефть и нефтепродукты, а также введение налоговых льгот, нацеленных на поощрение энергосбережения, освоение альтернативных видов топлива и ускоренную коммерциализацию перспективных, но дорогостоящих технологий использования дополнительных источников солнечной и ветровой энергии, биомассы, нефтеносных сланцев и песков, конденсата и попутных газов. Все эти меры проводились в условиях введения эмбарго на поставки нефти из арабских стран, стремительного роста цен, нехватки автомобильного топлива, снижение доли внутренней добычи энергетического сырья и деградации окружающей среды под воздействием увеличения использования низкосортного угля.
    Вклад администрации Р. Рейгана, выступавшей в 80-е годы за свободное действие рыночных механизмов, выразился в отмене налога на избыточную прибыль корпораций ( windfall profit tax - WPT) при добыче нефти, а также в сокращении или временном отказе от большинства послекризисных энергетических налоговых преференций, как для традиционных, так и для альтернативных видов топлива. Однако реальный налоговый режим в тот период определялся наличием ряда сохранившихся целевых энергетических субсидий, которые на практике продолжали корректировать действие общих норм налогообложения.
    В годы правления последующих президентов - Дж. Буша-старшего и Б. Клинтона было восстановлено большинство прежних налоговых мер по поддержке энергосбережения и использованию возобновляемой энергии. Сохранив свою первоначальную направленность на снижение зависимости США от импорта зарубежной нефти, энергетическая налоговая политика стала все более нацеливаться на достижение долгосрочных природоохранных целей и увеличение финансовых поступлений в федеральный бюджет.
    Особенностью подхода демократической администрации президента Б. Клинтона стало повышенное внимание к росту общей энергетической эффективности экономики, энергетическим субсидиям в пользу малоимущих слоев населения, а также к ускоренному внедрению новых типов транспортных средств на альтернативном топливе, наряду с поддержкой долгосрочных мер по снижению угрозы усиления парникового эффекта и неблагоприятных глобальных климатических изменений в результате роста загрязнения атмосферы.