АВ 2003г. Выпуск 8 Программа налоговой реформы в США
Введение
Экономика США является крупнейшей в мире. До последнего времени поступательное движение американской экономики было образцом для всего остального мира. К моменту прихода к власти администрации президента Дж. Буша, несмотря на очевидные успехи, перед экономикой США остались нерешенными многие сложные структурные проблемы. К ним можно отнести:
растущий государственный долг США;
низкий уровень сбережений населения;
наметившееся в 2001 г. устойчивое замедление экономического роста;
нестабильность показателей фондового рынка, а вернее сказать - снижение основных фондовых индексов;
снижение платежеспособного потребительского спроса;
корпоративные скандалы, связанные с махинациями с бухгалтерской отчетностью.
Неблагоприятные показатели наблюдались в производственном секторе, росла безработица, снижалась деловая активность. Кроме того, требовали срочных мер такие насущные задачи бюджетного регулирования экономики, как поддержка траст-фондов системы социального страхования и пенсионной программы Медикэр , а также снижение внешнеторговой задолженности. Оставалась несовершенной и нуждалась в изменениях вся национальная система медицинского страхования: на рубеже веков более 43 млн американцев все еще не имели средств на выплату страховых взносов.
По мнению демократической оппозиции, наиболее конструктивным выходом из опасной ситуации было бы принятие принципиального стратегического решения о главных направлениях дальнейшего использования относительно ограниченных бюджетных средств. В их число могли бы войти:
опережающее развитие социальной сферы;
проведение полномасштабной налоговой реформы;
погашение государственного долга.
Равномерное распределение ассигнований по отдельным бюджетным статьям не могло обеспечить получение ощутимого макроэкономического результата, поскольку каждая из этих неотложных задач требует значительного и преимущественного финансирования на протяжении длительного периода времени.
От президентской администрации требовались новые комплексные и последовательные методы долгосрочного решения возникающих экономических проблем. Вместе с тем, президент Дж. Буш, выражающий интересы наиболее обеспеченной части американского населения, крупных энергетических и военно-промышленных корпораций избрал в качестве единого и универсального лекарственного средства от всех бед лишь ограниченную налоговую реформу.
Глубинной причиной такого подхода стало то, что разработка и использование достаточно сложной долгосрочной стратегии макроэкономического регулирования, которая бы вынуждала придерживаться равной для всех жесткой фискальной дисциплины, а также требовала адекватности государственных расходов объективным потребностям экономики, неизбежно ущемляла бы интересы наиболее богатых социальных слоев.
Упрощенная налоговая реформа представлялась республиканцам наиболее простым и выигрышным инструментом быстрого увеличения нормы и массы корпоративной прибыли; именно такая незатейливая и простая для общественного понимания экономическая тактика к тому же получила поддержку избирателей на президентских выборах.