АВ 2003г. Выпуск 8 Программа налоговой реформы в США
Основные положения и подходы налоговой реформы республиканцев
Уже в своем первом бюджетном послании Конгрессу 2001 г. в качестве первоочередных задач Дж. Буш выдвинул дифференцированное снижение налогов, сокращение темпов прироста всей расходной части бюджета и одновременное увеличение расходов на оборону.
Общая сумма планируемого поэтапного сокращения федеральных налогов должна была составить примерно 1,6 трлн долл. за 10 предстоящих лет. Для реализации намеченных целей Дж. Буш был намерен использовать профицит федерального бюджета размер, которого, ранее при демократической администрации, непрерывно возрастал. В 2000 г. профицит сложился в размере 236 млрд долл., в 2001 г. - 127 млрд долл. По официальным прогнозам того периода, профицит федерального бюджета в дальнейшем должен был продолжать устойчиво расти.
_________________________
Указаны данные за соответствующие финансовые годы (1 окт. - 30 сент.). Источники: U.S. Census Bureau, USA Statistics in Brief; www.census.gov. The New York Times, July 13, 2002
Тактический расчет республиканской администрации связывался с возможным мультипликативным эффектом стимулирования экономического роста от проведения резких налоговых сокращений. Увеличение доходов американцев должно было сразу поднять внутренний потребительский спрос и деловую активность.
Другой возможный и более надежный путь - постепенное понижение ставок коммерческих кредитов, предоставляемых банками Федеральной резервной системы США (ФРС), - советники Дж. Буша сочли полезным, но слишком медленным средством оживления экономики.
В феврале 2001 г. президент представил в Конгресс свою первую программу уменьшения налоговой нагрузки, по которой в расчете на каждую семью предусматривалась средняя экономия в размере не менее 1600 долл. в год.
В своем выступлении перед Конгрессом США президент также отметил, что считает надежную национальную оборону одним из основных приоритетов американской бюджетной политики. Он подчеркнул необходимость радикально реформировать все оборонные программы и сообщил, что поручил министру обороны готовить американские вооруженные силы к борьбе с любыми очередными возникающими угрозами . Ключевой расходной военной инициативой стала новая космическая система ПРО. При этом Дж. Буш непосредственно защищал кровные интересы крупных военно-промышленных корпораций, которые, как и прежде в годы холодной войны стали рассчитывать на связанные с разработкой этого проекта огромные сверхприбыли.
Увеличение оборонных заказов также представлялось экономическим советникам президента наиболее простым средством стимулирования экономического роста. Оправдание в глазах населения высоких военных расходов требовало поиска новых опасных внешних противников для США. В качестве таковых республиканцами были выбраны так называемые государства-изгои - Ирак, Иран, Ливия и Северная Корея.
Трагические события 11 сентября 2001 г. дали удобный и очевидный для общественного мнения повод дополнительно связать увеличение оборонных затрат с развертыванием долгосрочной борьбы с международным терроризмом.
С момента ее разработки налоговая реформа Дж. Буша стала вызывать острую критику со стороны демократической оппозиции. Как неоднократно заявлял лидер демократического меньшинства в Палате представителей Конгресса 108-го созыва Р.Гепхардт, демократы с самого начала считали эту программу в предложенной президентом форме слишком дорогой, слишком рискованной и слишком несправедливой для простых американцев . Разработанная республиканцами структура сокращения налогов в основном отвечала интересам самых богатых людей Америки, тогда как выигрыш простых американцев оказывался незначительным.
Представители демократической партии считали целесообразным сокращение налогов лишь на 750-950 млрд долл. в предстоящие 10 лет и хотели, чтобы в первую очередь это сокращение отвечало интересам среднего класса. Такие противоречия во взглядах демократов и республиканцев определили остроту дискуссий при первичном прохождении республиканской налоговой программы в Конгрессе. В Палате представителей республиканцы имели лишь незначительное большинство, а в Сенате их перевес носил номинальный характер при фактическом разделении голосов членов верхней палаты американского Конгресса пополам.
В итоге параметры налоговых сокращений были значительно скорректированы на компромиссной основе. В принятом Конгрессом Законе об экономическом росте и координированном снижении налогов 2001 г. было предусмотрено сокращение налогов не на 1,6 трлн долл. за 10 лет, а на 1,35 трлн долл. в течение ближайших 11 лет. В нижней палате Конгресса у законопроекта нашлось больше сторонников: за было подано 240 голосов, против - 154; в Сенате он прошел при соотношении голосов 58/33.
_________________________
Economic Growth and Tax Relief Reconciliation Act of 2001 - EGTRRA-2001
Согласно новому закону, снижение налогов началось уже в 2001 г. и коснулось всех категорий налогоплательщиков. Было проведено снижение ставок подоходного налога, введена новая минимальная ставка в 10% вместо 15% начиная с 12 тыс. долл. налогооблагаемого ежегодного дохода для супружеских пар и 6 тыс. долл. для одиноких граждан.
Так как закон получил обратную силу с 1 января 2001 г., то для того, чтобы возместить переплату исходя из новой системы подсчета, Министерство финансов США в августе 2001 г. начало возвращать налогоплательщикам часть уже собранных средств. В результате полученное в 2001 г. фактическое налоговое возмещение зарегистрированным супружеским парам составило по 600 долл., одиноким родителям несовершеннолетних детей - до 500 долл., одиноким гражданам - около 300 долл.
К 1 июля 2002 г. ставки всех остальных налогов снизились на 1 процентный пункт. Дальнейшее снижение налоговых ставок было запланировано на 2004 и 2006 гг., в результате чего максимальные ставки к 2006 г. могут уменьшится следующим образом:
с 39,6% до 35%;
с 36% до 33%;
с 31% до 28%
и с 28% до 25%.
Команда экономических советников Дж. Буша не сумела, как рассчитывала, добиться снижения максимальной ставки до 33% , однако и Сенату не удалось удержать ее на более высоком уровне в 36%.
К 2005 г. было предусмотрено устранение так называемого налогового неравенства между одинокими налогоплательщиками и гражданами, состоящими в браке.
_________________________
Ранее стандартные суммы доходов, не облагаемые подоходным налогом для двух работающих людей, которые живут вместе, но не зарегистрировали свой брак, составляли по 9,1 тыс. долл. на каждого, в то время как супружеская пара платила налог с суммы, превышающей 7,6 тыс. долл., так как начисление налогов производится с учетом ее суммарного семейного бюджета
Таблица 1. Федеральные налоговые ставки по плану налоговой программы Дж. Буша
_________________________
Источник: Summary of provisions contained in the Conference Agreement for H.R. 1836, The Economic Growth and Tax Relief Reconciliation Act of 2001 . - Wash., G.P.O. US Congress Joint Committee of Taxation, May 26, 2001.
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
$27050 - $65550 |
|
|
|
|
|
|
$65550 - $136750 |
|
|
|
|
|
|
$136750 - $297350 |
|
|
|
|
|
|
Свыше $297350 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
$36250 - $93650 |
|
|
|
|
|
|
$93650 - $151650 |
|
|
|
|
|
|
$151650 - $297350 |
|
|
|
|
|
|
Свыше $297350 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
$45200 - $109250 |
|
|
|
|
|
|
$109250 - $166500 |
|
|
|
|
|
|
$166500 - $297350 |
|
|
|
|
|
|
Свыше $297350 |
|
|
|
|
|
К 2010 г. планировалось отменить налог на наследство. В 2001-2002 гг. ставки по этому налогу уже снизились с 55% до 50%, а к 2009 г. должны сократиться до 45%. Если ранее налогообложению подлежала сумма наследства, превышающая 675 тыс. долл., то в 2002 г. этот порог составил уже 1 млн долл., а к 2009 г. был установлен на уровне 3,5 млн. долл.
После того как с 2006 г. постепенно начнут отменяться ограничения на личные налоговые льготы, как это показано в табл. 1, фактическая верхняя ставка подоходного налога может снизиться приблизительно до 33%.
Бюджетное пособие на содержание несовершеннолетних членов семьи будет расти и к 2010 г. должно увеличится вдвое, составив 1 тыс. долл. в год на каждого ребенка в возрасте до 17 лет.
Однако сразу после принятия Закона об экономическом росте и координированном снижении налогов 2001 г. условия экономического развития США значительно ухудшились, что поставило под сомнение достижимость всех поставленных администрацией президента Дж. Буша целей. В 2002 г. основные индикаторы экономического развития, такие как показатели инфляции, безработицы, темпов прироста ВВП, рост доходов производственного сектора, стали свидетельствовать о появлении серьезных негативных явлений, требующих оперативного вмешательства правительства и ФРС. В 2002 г. дефицит бюджета составил около 150 млрд долл.
За террористической атакой 11 сентября 2001 г. последовали новый экономический спад и вхождение страны в официально признанную рецессию. В страхе за свою безопасность и материальное благополучие, потребители снизили покупательную активность и увеличили норму накопления, что повлекло за собой снижение производства и массовые сокращения числа рабочих мест.
Администрация президента Дж. Буша решила использовать очевидную для всех угрозу начала нового экономического кризиса как удобный аргумент в пользу дальнейшего расширения своих налоговых инициатив. Уже в октябре 2001 г. президент предложил новый законопроект об экономических стимулах. Основное внимание при этом уделялось предоставлению налоговых льгот американцам с низкими и средними доходами, не включенных в программу возврата части налоговых платежей предыдущего года, а также снижению ставок подоходного налога, принятию норм ускоренной амортизации производственного оборудования и отмене альтернативного минимального налога на доход корпораций, принятого в 1986 г.
Из-за разногласий между республиканцами и демократами законопроект был видоизменен, дополнен пунктом о помощи безработным и принят лишь в марте 2002 г. под названием Закон о создании рабочих мест и помощи занятым 2002 г. . В окончательном компромиссном варианте этого закона, который предусматривает для его реализации общие бюджетные ассигнования в последующие десять лет в размере 93 млрд долл., республиканцы согласились сократить налоговые льготы, а демократы отказались от ряда позиций помощи безработным. Срок выплаты пособий по безработице увеличился в дополнение к нынешним 26 неделям еще на 13 недель, а компании получили возможность сократить налоговые выплаты, ускорить амортизацию оборудования и списывать 30% стоимости компьютеров и другого электронного оборудования сразу после их приобретения. По замыслу законодателей, это положение будет стимулировать инвестиции корпораций в современные технологии.
_________________________
The Job Creation and Worker Assistance Act of 2002
Параметры данного закона вошли в проект федерального бюджета Дж. Буша на 2003 финансовый год, впервые после 1998 г. вновь зафиксировавшего дефицит в размере 80 млрд долл. Тем не менее, как показали статистические данные на начало 2003 г., пакет антикризисных мер не принес ощутимого результата американской экономике, которая продолжала практически балансировать на грани нового экономического спада.
Продолжающееся ухудшение условий экономического развития США заставило администрацию Дж. Буша искать все новые и новые быстродействующие инструменты стимулирования экономического роста. Жертвой бюджетных игр стал отправленный в отставку министр финансов Пол О'Нил, на место которого был выбран более лояльный к налоговым метаниям республиканцев Джон Сноу.
Осознав недостаточность своих ограниченных предшествующих бюджетных инициатив, президент Дж. Буш, в ходе своего выступления в начале января 2003 г. перед участниками национального экономического форума в Чикаго, призвал Конгресс поддержать дополнительные налоговые реформы в рамках заимствованной у демократов кейнсианской модели активного государственного стимулирования экономического роста. В окончательном виде дополнительный экономический план Буша был изложен в рамках традиционного ежегодного президентского послания Конгрессу США 29 января 2003 г.
Общие затраты на реализацию предлагаемого пакета срочных государственных мер стимулирования экономики США по этому плану в течение предстоящих 10 лет должны составить 674 млрд долл. в текущих ценах. Предусматривается в первую очередь отменить налоги на доходы индивидуальных держателей ценных бумаг, сократить ставки подоходного налога и увеличить пособия по безработице. По оценкам экономических советников президентской администрации реализация этих мероприятий приведет к среднему снижению ежегодной суммы выплачиваемых налогов:
каждого из 92 млн налогоплательщиков на 1083 долл.;
для каждой из 46 млн зарегистрированных супружеских пар сумма налоговых платежей снизится на 1716 долл.;
каждая из 34 млн американских семей имеющих несовершеннолетних детей уже в 2003 г. сможет заплатить налогов на 1473 долл. меньше, чем в предшествующем году.
Общая сумма налоговых выплат средней американской семьи с годовым доходом в 40 тыс. долл. и двумя детьми может сократиться с 1178 долл. до 45 долл.
Отмена налогообложения на дивиденды индивидуальных инвесторов рассчитана в первую очередь на наиболее состоятельных граждан и почти ничего не даст для рядовых налогоплательщиков. Например, по оценкам Брукинского института, принадлежащие к среднему классу американцы, с ежегодными доходами от 40 до 50 тыс. долл. смогут в среднем сэкономить лишь по 84 долл. в год, в то время как физические лица, получающие свыше 1 млн. долл., получат налоговую скидку размером не менее 27 тыс. долл. Так, уже подсчитано, что при отмене налога на дивиденды недавно назначенный министр финансов Джон Сноу от 2% принадлежащих ему акций железнодорожной корпорации CSX , которую он до этого возглавлял, сэкономит в год 600 тыс. долл. Вице-президент США Ричард Чейни положит себе в карман дополнительно свыше 104 тыс. долл. Не останется в обиде и сам президент Буш - его годовая экономия после упразднения этого налога составит 16,5 тыс. долл. В то же время средний американец выиграет от этой части налоговой реформы не больше 50 долл. в год.
Предложение Дж. Буша перенести запланированные снижения действующих ставок подоходного налога с 2004 г. и 2006 г. на 2003 г. позволит получить первую прибавку в бюджетах физических лиц уже в апреле текущего года.
Отмена части налогообложения, связанная с ускоренным списанием балансовой стоимости вновь закупаемого нового офисного оборудования нацелена на облегчение финансового положения в первую очередь мелкого и среднего бизнеса и на поощрение инновационных инвестиций.
Средняя налоговая скидка для родителей несовершеннолетних детей, как уже отмечалось, должна была постепенно возрасти с 600 долл. на каждого ребенка в год до 1000 долл. к 2010 г. По новому плану Дж. Буша незамедлительное введение этой льготы в полном размере уже сейчас поможет сводить концы с концами семьям с низкими и средними доходами, однако потребует увеличения расходов федерального правительства на 20 млрд долл. в год и более.
Безработным предполагается выделить дополнительное одноразовое целевое пособие в размере 3 тыс. долл. для оказания им помощи в поисках новых рабочих мест. Эти деньги можно будет использовать для оплаты профессионального обучения безработных по другой специальности, ухода за несовершеннолетними детьми и покрытия расходов необходимых для переезда к новому месту работы. По предварительным оценкам президентской администрации, получателями такого пособия, распределяемого властями штатов, смогут стать 1,2 млн чел., а объем необходимых для этого затрат в целом по стране составит 3,6 млрд долл. Общая стоимость федеральных расходов на все уже имеющиеся остальные пособия для безработных в 2003 г. должна составить не менее 7,1 млрд. долл. Вместе с тем ожидаемый стимулирующий эффект программы Дж. Буша должен способствовать созданию в течение 2-3 лет еще примерно 2,1 млн новых рабочих мест.
Для незамедлительного увеличения размеров семейных бюджетов президент Дж. Буш также высказался за возможность полной отмены повышенных ставок подоходного налога для супружеских пар не к 2009 г., как это предусматривал Закон об экономическом росте и координированном снижении налогов 2001 г. , а уже в текущем финансовом году.
Учитывая серьезные финансовые потери от серии крупномасштабных корпоративных банкротств 2002 г., американский президент также предложил осуществить финансирование дополнительных мероприятий для защиты интересов держателей акций, восстановления доверия к корпоративному сектору экономики и финансовым рынкам. Они должны быть направлены на проверку достоверности данных финансовых отчетов, усиление контроля над деятельностью организационных структур управления, а также на обеспечение полной независимости всех аудиторских служб. Указанные дополнительные бюджетные расходы в размере 867 млн долл. должны быть распределены между Федеральной комиссией по контролю за обращением ценных бумаг, ФБР и органами прокурорского надзора.
Все налоговые меры, предусмотренные этим планом, будут ретроактивными, то есть начнут действовать с 1 января 2003 г.
Наиболее важным из перечисленных макроэкономическим пунктом в стратегии Дж. Буша является полная отмена налогов на дивиденды ценных бумаг, которая, по предварительным оценкам, обойдется казне в течение предстоящих 10 лет, не менее чем в 364 млрд. долл. Как считают в Белом доме, это должно стать существенным стимулом роста для всего фондового рынка и может дать дополнительные средства крупным акционерам, что повлечет за собой увеличение потребительских расходов или инвестиций.
По оптимистическому сценарию отмена налога на дивиденды может привести к немедленному приросту котировок большинства акций не менее, чем на 10%. Очевидный общественный эффект такого подхода связан с тем, что на биржах только по официальным данным с небольшими пакетами акций играют до 35 миллионов американских семей. Многие американцы и особенно, как это ни парадоксально, пенсионеры предпочитают неустойчивую биржевую фортуну надежным 2-3% годовых по обычным срочным банковским вкладам, которые легко съедает текущая инфляция.
Хотя подобные налоговые меры неизбежно увеличат дефицит федерального бюджета в 2003-2007 гг., по меньшей мере, на 359 млрд долл., советники Дж. Буша полагают, что эффект от сопутствующего ускорения экономического роста, поможет в действительности снизить бюджетный дефицит до 166 млрд долл.
Создание дополнительных рабочих мест может сопровождаться увеличением темпов роста ВВП США на дополнительные 0,4 процентного пункта в 2003 г. и на 1,1 процентного пункта в 2004 г. В таком подходе легко прослеживается очевидное желание республиканцев использовать сокращение налогов для популистского наращивания своего политического капитала перед президентскими выборами 2004 г., сознательно не акцентируя тот факт, что тяжелая задача реального сокращения огромного государственного долга будет просто переложена на плечи последующих администраций. Многие авторитетные независимые эксперты считают, что предложенный Бушем дорогостоящий пакет мер в самом лучшем случае обеспечит США в более длительной перспективе дополнительный рост ВНП всего в 0,5%. Однако итоговая долгосрочная эффективность налоговой программы Буша станет ясной лишь к выборам 2008 г., а так далеко действующая президентская команда явно предпочитает пока не заглядывать.
Январский план Дж. Буша сразу был подвергнут жесткой критике со стороны демократической оппозиции в Сенате, выступившей с собственным планом экономического стимулирования, с меньшей стоимостью в 100-136 млрд долл. Сенаторы-демократы расценили подход Дж. Буша как примитивный и безответственный, заявив, что его реализация несомненно приведет к росту бюджетного дефицита до 300 млрд. долл. и повышению процентных ставок уже в 2003 г., а возможный сопутствующий мультипликативный эффект будет незначительным и практически ничего не даст средним и бедным слоям населения.
Подобные жесткие разногласия между республиканцами и демократами обещают нелегкую борьбу в Конгрессе при прохождении президентского плана налоговой реформы. Однако, учитывая современную нестабильность экономического развития США, а также умелое манипулирование популистскими обещаниями, уже давшее заметную общественную реакцию, можно рассчитывать на то, что очередной годовой бюджетный проект, скорее всего, будет быстро принят с минимальными потерями для республиканцев.