Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 7 Рубежи налоговой реформы в 2003 году


Налог на имущество физических лиц .

     
     Налог на имущество физических лиц - местный налог, взимаемый с физических лиц (налогоплательщики), имеющих в собственности объекты, определяемые Законом Российской Федерации от 09.12.91 2003-1 О налогах на имущество физических лиц (в ред. Федерального закона от 17.07.99 168-ФЗ). В настоящее время объем поступлений в бюджет от налогов на имущество физических лиц незначителен. Данные налоги дорогостоящи в административном обслуживании, так что порою доходы от них не покрывают затрат, связанных с учетом и оценкой облагаемого имущества, сбором налогов.
    Налоги на имущество физических лиц базируются на территориальном принципе. Объекты налогообложения разделены на две категории:
    - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
    - самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).
    С принятием главы Налогового кодекса РФ Транспортный налог в Закон РФ О налогах на имущество физических лиц были внесены изменения, согласно  которым из числа  объектов налогообложения были  исключены транспортные средства, а, следовательно, единственным объектом налогообложения остается - недвижимость.  
      По оценкам аналитиков  существует  несколько проблем в ныне действующей системе налогообложения имущества физических лиц:
    - главной проблемой налога на имущество физических лиц является то, что налоговой базой признается инвентаризационная  стоимость объекта. Инвентаризационная оценка значительно ниже реальной стоимости имущества. В этой связи требуется пересмотр подходов к определению инвентаризационной стоимости с целью выравнивания инвентаризационной и рыночной стоимости имущества.
    Предварительные итоги переоценки объектов недвижимости в городах Новгороде и Твери свидетельствуют, что инвентаризационная стоимость недвижимости занижена по сравнению с рыночной стоимостью в 15-30 раз;
    - чрезвычайно большой объем льгот, позволяющих исключать из налоговой базы до 50 % стоимости налогооблагаемого имущества.
      В связи с этим  экспертами Правительства  предлагается следующая  концепция налога на имущество физических лиц:
    - налог является местным;
    - объектом налогообложения является недвижимость, принадлежащая физическим лицам;
    - налоговый учет и оценка осуществляется уполномоченными органами в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации;
    - базой налогообложения является - на переходный период 2003-2004 годы - инвентаризационная стоимость, определяемая на основе анализа затрат (оценки стоимости замещения в текущих ценах), скорректированных на величину физического, функционального и экономического износа. Начиная с 2005 года, базой налога должна стать реальная рыночная стоимость объектов недвижимости;
     - максимальная налоговая ставка - 0, 1 %;
    - доходы от сбора налога должны зачисляться в бюджет муниципальных образований.
    Предлагаемые меры позволят увеличить более чем в 10 раз поступления от этого налога в местные бюджеты, сохранив при этом баланс интересов налогоплательщика и государства.
    Вопрос о возможном переходе исчисления налоговой базы по рыночной стоимости имущества можно будет решить только после разработки эффективной системы массовой оценки недвижимости.