АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ
За время работы депутатского корпуса второго созыва Государственная Дума проделала значительную работу по модернизации существующей и подготовке новой налоговой системы. В деятельности Государственной Думы второго созыва по совершенствованию налоговой системы прослеживается два направления: принятие новых налогов, запланированных Законом РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации , и осуществление налоговой реформы, обозначенной в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В рамках первого направлении были приняты следующие законы.
Федеральный закон О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте (21.07.97, 120-ФЗ) установил, что в случае покупки иностранной валюты покупатели - физические лица уплачивают 1 процент с суммы в российских рублях.
Федеральный закон О налоге на игорный бизнес (31.07.98, 142-ФЗ) освободил казино и другие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, из-под налогообложения налогом на прибыль организаций. Данная ситуация благотворно отразилась на игорном бизнесе, т.к. до этого они отдавали до 90% своей прибыли. Закон ввел твердые ставки, кратные МРОТ, на каждый объект игорного бизнеса: игровые столы, игровые автоматы и т.д.
Введение в действие Федерального закона О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности (31.07.98, 148-ФЗ) позволило некоторые виды деятельности такие, как розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения и т.д., вынести за рамки классической схемы налогообложения. Вне зависимости от получаемой налогоплательщиком прибыли их вменялся потенциально возможный доход, зависящий от ряда факторов, влияющих на получение данного дохода. Схема расчета налога была запутанной и корректировалась на основе большого числа коэффициентов.
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации (31.07.98, 150-ФЗ) дополнил перечень налогов налогом с продаж. Данные дополнения были очень нечеткими и позднее Конституционный Суд Российской Федерации признал его неконституционным в связи с неточной формулировкой некоторых элементов налогообложения.
Федеральный закон О налоге на отдельные виды транспортных средств (08.07.99, 141-ФЗ) обязал собственников транспортных средств каждый год уплачивать налог в зависимости от объема двигателя транспортного средства. При этом ставки налога варьировались в зависимости от срока выпуска автомобиля. В целях контроля за уплатой налога при прохождении ежегодного технического осмотра транспортного средства в ГИБДД предъявлялись квитанции об уплате налога.
Прошедшие годы рыночных реформ дали богатый опыт в области регулирования налоговых отношений. Были проведены самые разные кампании, налоги увеличивались и уменьшались, льготы вводились и отменялись. В итоге - налоговое бремя стало очень тяжелым, предприятия на грани банкротства, государство не получает налоги в полном объеме. Именно на таком фоне появились нормативные акты, в корне меняющие налоговую систему для некоторых категорий налогоплательщиков - сформировалось второе направление деятельности Государственной Думы
В 1998 году началась реализация новой налоговой политики, формулируемой в Посланиях Президента Российской Федерации на протяжении нескольких лет. Основным актом, регулирующим налоговое законодательство, стал Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (31.07.98, 146-ФЗ). Часть первая Налогового кодекса включила общие положения о налогах и сборах, определила правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов, вопросы правового регулирования налогообложения на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также ответственности за налоговые правонарушения.
Федеральный закон О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (31.07.98 147-ФЗ) носил чисто технический характер. В нем определен перечень статей, которые вступают в действие после основного текста Налогового кодекса, установлен порядок изменения норм действующего законодательства, противоречащих принятой части Налогового кодекса, а также дата вступления в силу первой части Налогового кодекса (1 января 1999 г.).
На момент вступления в силу Налогового кодекса Государственная Дума и законодательные органы многих субъектов Российской Федерации не успели рассмотреть и принять законодательные акты о налогах и сборах, регулирующие порядок взимания налогов и сборов в 1999 г. Поэтому был принят Федеральный закон О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (30.03.99, 51-ФЗ), предусматривающий отсрочку введения статьи 5 Налогового кодекса до 1 января 2000 г. (настоящая статья определяет порядок вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах).
С целью уточнения формулировок и устранения внутренних противоречий некоторых положений и статей, содержащихся в части первой Налогового кодекса был принят Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (09.07.99, 154-ФЗ).
Также Государственная Дума второго созыва вела активную работу по приведению действующих законов о налогах в соответствие с Налоговым кодексом, упрощению процедуры налогообложения и индексации налоговых ставок.