Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 3 Финансирование дорожного хозяйства в России и зарубежных странах


Германия
 Развитие финансирования дорог

     После основания Федеративной Республики Германии в 1949 г., для управления дорогами, особенно федеральных магистралей, требовались возрастающие с каждым годом финансовые средства.
    В августе 1953 г. Бундестаг принял закон о федеральных автомагистралях , а в апреле 1955 г. закон о финансирования транспорта , который предназначал части поступлений от налогов на нефть, транспорт и транспортные средства для целей дорожного строительства и подразделял их между федерацией и федеральными землями. Но так как этих налоговых средств было недостаточно, федеральное правительство было уполномочено взять кредиты под новое строительство автострад через Товарищество по общественным работам . Тем самым, парламент возложил обязанность по разработке десятилетнего плана реконструкции сети автомагистралей.
    Принятый в 1957 г. закон о плане реконструкции сети федеральных автомагистралей позволил парламенту осуществлять контроль над реконструкцией федеральных автомагистралей и связанное с этим финансирование, которое вначале представлялось каждые четыре года, а с 1971 г. - каждые пять лет.
    Целевое назначение части доходов за счет налога на нефть для строительства федеральных автомагистралей было расширено с 1973 г. также на прочие транспортно-политические цели (федеральный бюджет, закон о бюджете). Тем самым строительство федеральных автомагистралей было взаимосвязано с увеличением поступлений от налогов за нефть. В настоящее время Бундестаг каждый раз заново решает для каждого федерального бюджета размеры средств строительства федеральных автомагистралей.
    Рис. 1 представляет расходы по дорожному хозяйству и автомобильному транспорту, а также поступления Федеративной Республики с 1960 по 2000 гг. на старой территории (млрд. ДМ).

1. Расходы-нетто,                                                 1960                        2000
федерации, земель, общин
Дорожное хозяйство                                                6,0                          22,3
Дорожная полиция                                                   0,6                            4,7
2. Доходы от
налога на транспортные средства (землям)          1,5                            8,3
налога и таможенных сборов на
нефтепродукты (федерация)                                   3,1                          29,8
прочего (например, сборы местного движения)   0,4                            3,1