АВ 2002г. Выпуск 3 Финансирование дорожного хозяйства в России и зарубежных странах
Динамика расходов
Многолетнее планирование реконструкции дорожной сети вызывает необходимость составления финансовых планов, в основу которых положены унифицированные цены и средние расходы на км. Усредненные расходы на строительство составляются из планирования проектов последних лет.
В общих доходах участвуют различные подотрасли сферы дорожного строительства в различных долях, размеры которых в большинстве случаев находятся в следующих диапазонах:
Доли расходов:
покупка земельных участков 5-10%
земельные работы 20-25%
верхнее строение пути 15-20%
оснащение 5-15%
инженерные сооружения 20-50%
Колебание размеров этих долей образуются из разности типов трасс, топографических условий и использовании прилегающих площадей.
Начиная с восьмидесятых годов, в расходах отражаются, прежде всего, повышенные требования к охране природы, охране окружающей среды и шумозащите, а также для учета требований градостроительства. Только в 1999 г. на шумозащиту при новом строительстве и реконструкции федеральных автомагистралей было потрачено 326 млн ДМ и еще 88 млн ДМ на имеющихся дорогах. Расходы по защите природы и сохранению ландшафтов составляли 421 млн ДМ, почти половина ушла на сохранение имеющейся растительности.
При новом строительстве дорог расходы по охране окружающей среды составляют в среднем 10%.
Уменьшающиеся средства принуждают и в ФРГ к дальнейшему снижению расходов. При этом нельзя подвергать сомнению безопасность движения и необходимые мероприятия по охране окружающей среды. Но при проверке стандартов выяснилось, что появляются возможности сбережения средств посредством:
уменьшения параметров поперечного профиля для 6-полосной автострады;
упрощения устройства транспортных развязок;
стандартизации и типизации при сооружении мостов.