Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 35 Бюджет-2002. Основные рубежи

Введение

      Проектировки  федерального бюджета рассчитаны исходя из основных концептуальных положений, изложенных в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2002 г.
     Бюджет составлен с профицитом, т.е превышением  доходов над расходами на 154 млрд. рублей,  увязан со стратегией развития страны на несколько лет вперед,  учитывает два  возможных варианта  уровня цен на  основные источники наших доходов - газ и нефть: консервативный, предполагающий снижение уровня мировых цен на нефть до 18,5 долларов США за баррель и оптимистичный, исходящий из сохранения благоприятной динамики цен на нефть в пределах среднегодового уровня не ниже 23,5 долларов США за баррель. Расчетно полученная разница должна быть направлена на создание  резервного фонда для покрытия расходов, связанных с непредвиденными обстоятельствами и позволяет аккумулировать средства для выплат  огромных сумм по внешнему долгу в 2002 и 2003 годах.
     Важнейшая характеристика проекта бюджета его социальная направленность. Федеральный бюджет на 2002 год объявлен Правительством РФ годом реформ и его основные параметры вобрали в себя основные черты этих реформ. К ним в первую очередь относятся судебная и военная реформы, второй этап реформы бюджетного федерализма, реформа денежного довольствия, пенсионная реформа, кардинальное изменение подходов к уровню оплаты труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке-  уровень ставки первого разряда ЕТС работников бюджетной сферы увеличивается со 132 рублей  в настоящее время  до 450 рублей в 2002 году,  - а также завершение работы  по урегулированию кредиторской задолженности главных  распорядителей средств федерального бюджета. Все эти направления  носят затратный характер. Однако их можно разделить на две группы: реформы увеличивающие обязательства федерального бюджета в среднесрочной перспективе, и реформы, сокращающие в перспективе обязательства  федерального бюджета. К числу последних следует отнести военную реформу и завершение урегулирования кредиторской задолженности главных распорядителей  средств федерального бюджета.