Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 35 Бюджет-2002. Основные рубежи


Первоочередные задачи по укреплению доходной базы бюджетной системы

     Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в условиях поставленной задачи продолжения налоговой реформы и снижения налоговой нагрузки на экономику, предполагает в ходе формирования доходов бюджетной системы и федерального бюджета на 2002 и последующие годы прогнозируемого периода активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. Одним из путей, обеспечивающих решение указанной проблемы, является дальнейшее увеличение поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости. Улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени в ходе осуществления первого этапа налоговой реформы способствовали устойчивому росту уровня собираемости налоговых доходов начиная с 1999 года. Если средний уровень собираемости основных налоговых доходов (процентное отношение фактических налоговых поступлений в федеральный бюджет к сумме налога, исчисленного от налогооблагаемой базы) в 2000 году составил 88,7 процента, что на 11,4 процентных пункта выше 1999 года, то в 2001 году ожидается рост среднего уровня собираемости против 2000 года еще на 2,2 процентных пункта. В расчетах доходов федерального бюджета на 2002 год предусматривается обеспечение среднего показателя собираемости налоговых доходов на уровне 90,6 %, что будет обеспечено, наряду с сохранением положительных тенденций в развитии экономики, дальнейшим совершенствованием администрирования налоговых платежей, в том числе и за счет внесения поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации.
     Положительное влияние на повышение уровня собираемости налоговых доходов оказывают также осуществляемые меры по реструктуризации накопившейся налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, проводимой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 1002 О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом с учетом внесенных в него изменений и дополнений в соответствии со статьей 124 Федерального закона О федеральном бюджете на 2001 год . С учетом ожидаемого уровня выполнения налогоплательщиками условий реструктуризации по своевременному и полному внесению платежей в счет погашения реструктурированной задолженности и текущих платежей, дополнительные поступления средств в федеральный бюджет, связанные с проведением реструктуризации задолженности прошлых лет, в 2002 году ожидаются в сумме 7,9 млрд. рублей.
    Учитывая положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в целях сокращения потерь доходов федерального бюджета, связанных с предоставлением отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов по федеральным налоговым платежам, Федеральным законом О федеральном бюджете на 2001 год впервые был установлен предельный их лимит в сумме 2 млрд. рублей. Учитывая положительное влияние указанной меры на ход выполнения доходной части федерального бюджета в текущем году, предусматривается сохранение в 2002 году порядка установления предельного размера лимита отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов по федеральным налоговым платежам в сумме, действующей в 2001 году.
    В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации О бюджетной политике на 2002 год в проекте доходов федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост поступлений дополнительных доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Решение указанной задачи возможно лишь при условии создания системы эффективного управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. В этих целях предусматривается обеспечение учета в доходах федерального бюджета всех средств, получаемых министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, включая льготные категории балансодержателей.