Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 35 Бюджет-2002. Основные рубежи


Формирование доходной базы федерального бюджета на 2002 год

Общая сумма доходов консолидированного бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога, на 2002 год прогнозируется в сумме 3176,0 млрд. рублей. что составляет 29,96% к ВВП. Расчеты прогноза доходов консолидированного бюджета произведены без учета потерь от предоставления субъектами Российской Федерации в соответствии с законодательно определенными им правами дополнительных налоговых льгот, сверх перечня, предусмотренного федеральным налоговым законодательством.

     Доходы федерального бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога в части, предназначенной для перечисления Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии, а 2002 году оцениваются в сумме 1998,4 млрд. рублей, или 18,85% к ВВП, из которых налоговые доходы составят 1626,3 млрд. рублей, или 15,34% к ВВП. Относительное (в %% к ВВП) снижение уровня налоговых доходов федерального бюджета в 2002 году против ожидаемой оценки в текущем году на 0,3 процентных пункта предусматривается за счет следующих основных факторов:
    


Сумма (млрд. руб.)
в %% к ВВП

1. Изменения в законодательство по НДС, вводимые с 1 января 2002 года (отмена льгот)

8,8
0,09

2. Переход на уплату НДС по стране назначения (досчет до года)

-2,1
-0,02

3. Снижение экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ с учетом прогнозируемого снижения цен

-23,3
-0,24

4. Поэтапное снижение экспортных пошлин на все товары (кроме нефти, нефтепродуктов и газа)

-9,2
-0,09

5. Уменьшение поступления акцизов в связи со снижением экспортных цен на газ природный

-18,0
-0,17

6. Применение ставок акцизов на бензин автомобильный и дизельное топливо в течение всего года

-15,9
+0,15

7. Снижение относительного уровня налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет отставания темпов роста курса рубля по отношению к доллару по сравнению темпов роста ВВП

-57,2
-0,54

8. Внесение изменений в налоговое законодательство - всего

+53,6
+0,51

в том числе



- по налогу на прибыль предприятий

-57,4
-0,54

- отмена платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть

-60,0
-0,57

0 введение налога на добычу полезных ископаемых

+169,3
+1,60

- отмена льготы по акцизу на сухой отбензиненный газ

+9,1
+0,09

- снижение ставки экспортной пошлины на газ в связи с отменой льготы по акцизу на сухой отбензиненный газ

-2,1
-0,02

- изменение нормативов зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц, платежей за пользование водными ресурсами и лесным фондом

-5,3
_0,05

     Как видно из приведенной выше таблицы, значительное снижение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета ( в %% к ВВП) прогнозируется в связи с принятием и введением с 1 января 2002 года главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей изменение налогообложения прибыли и снижение федеральной части ставки этого налога с 11 до 7,5 процентов.
    В целях компенсации потерь доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от снижения поступлений налога на прибыль, а также в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию О бюджетной политике на 2002 год , предусматривающим необходимость обеспечения стабильности источников формирования региональных и местных бюджетов, предлагается, начиная с 2002 года, передать в полном объеме в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации доходы от поступления налога на доходы физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет вновь вводимого налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.
    В связи с принятием и введением с 1 января 2002 года отдельных глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации в рамках второго этапа налоговой реформы снижение доходов консолидированного бюджета оценивается в сумму 30,6 млрд. рублей (0,29% к ВВП). При этом доходы федерального бюджета увеличиваются на 46,0 млрд. рублей (0,43% к ВВП). При оценке влияния изменения налогового законодательства на объем доходов консолидированного и федерального бюджетов необходимо учитывать, что в целях компенсации потерь доходов бюджетов субъектов Российской Федерации объем средств, передаваемых в Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, рассчитан исходя из объема доходов федерального бюджета, определенных на основе оптимистического макроэкономического прогноза, что позволило увеличить его размер на 8 млрд. рублей. Доля налоговых доходов федерального бюджета в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета с учетом средств, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде отчислений в Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсации, территориальные дорожные фонды и другие, оценивается в размере 51,0 процента.