АВ 2001г. Выпуск 35 Бюджет-2002. Основные рубежи
Формирование доходной базы федерального бюджета на 2002 год
Общая сумма доходов консолидированного бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога, на 2002 год прогнозируется в сумме 3176,0 млрд. рублей. что составляет 29,96% к ВВП. Расчеты прогноза доходов консолидированного бюджета произведены без учета потерь от предоставления субъектами Российской Федерации в соответствии с законодательно определенными им правами дополнительных налоговых льгот, сверх перечня, предусмотренного федеральным налоговым законодательством. Доходы федерального бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога в части, предназначенной для перечисления Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии, а 2002 году оцениваются в сумме 1998,4 млрд. рублей, или 18,85% к ВВП, из которых налоговые доходы составят 1626,3 млрд. рублей, или 15,34% к ВВП. Относительное (в %% к ВВП) снижение уровня налоговых доходов федерального бюджета в 2002 году против ожидаемой оценки в текущем году на 0,3 процентных пункта предусматривается за счет следующих основных факторов:
|
|
|
1. Изменения в законодательство по НДС, вводимые с 1 января 2002 года (отмена льгот) |
|
|
2. Переход на уплату НДС по стране назначения (досчет до года) |
|
|
3. Снижение экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ с учетом прогнозируемого снижения цен |
|
|
4. Поэтапное снижение экспортных пошлин на все товары (кроме нефти, нефтепродуктов и газа) |
|
|
5. Уменьшение поступления акцизов в связи со снижением экспортных цен на газ природный |
|
|
6. Применение ставок акцизов на бензин автомобильный и дизельное топливо в течение всего года |
|
|
7. Снижение относительного уровня налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет отставания темпов роста курса рубля по отношению к доллару по сравнению темпов роста ВВП |
|
|
8. Внесение изменений в налоговое законодательство - всего |
|
|
в том числе |
|
|
- по налогу на прибыль предприятий |
|
|
- отмена платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть |
|
|
0 введение налога на добычу полезных ископаемых |
|
|
- отмена льготы по акцизу на сухой отбензиненный газ |
|
|
- снижение ставки экспортной пошлины на газ в связи с отменой льготы по акцизу на сухой отбензиненный газ |
|
|
- изменение нормативов зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц, платежей за пользование водными ресурсами и лесным фондом |
|
|
Как видно из приведенной выше таблицы, значительное снижение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета ( в %% к ВВП) прогнозируется в связи с принятием и введением с 1 января 2002 года главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей изменение налогообложения прибыли и снижение федеральной части ставки этого налога с 11 до 7,5 процентов.
В целях компенсации потерь доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от снижения поступлений налога на прибыль, а также в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию О бюджетной политике на 2002 год , предусматривающим необходимость обеспечения стабильности источников формирования региональных и местных бюджетов, предлагается, начиная с 2002 года, передать в полном объеме в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации доходы от поступления налога на доходы физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет вновь вводимого налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.
В связи с принятием и введением с 1 января 2002 года отдельных глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации в рамках второго этапа налоговой реформы снижение доходов консолидированного бюджета оценивается в сумму 30,6 млрд. рублей (0,29% к ВВП). При этом доходы федерального бюджета увеличиваются на 46,0 млрд. рублей (0,43% к ВВП). При оценке влияния изменения налогового законодательства на объем доходов консолидированного и федерального бюджетов необходимо учитывать, что в целях компенсации потерь доходов бюджетов субъектов Российской Федерации объем средств, передаваемых в Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, рассчитан исходя из объема доходов федерального бюджета, определенных на основе оптимистического макроэкономического прогноза, что позволило увеличить его размер на 8 млрд. рублей. Доля налоговых доходов федерального бюджета в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета с учетом средств, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде отчислений в Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсации, территориальные дорожные фонды и другие, оценивается в размере 51,0 процента.