Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 12 Некоторые проблемы развития бюджетного законодательства


Определение  экономического потенциала как база оценки налогового потенциала
 муниципального образования


М.П.Петриченко,
д.э.н., первый заместитель министра доходов
Правительства Саратовской области

     Социально-экономическое развитие региона должно строиться на основе стратегических программ и планов его развития, но составленных с учетом результатов исследования ресурсов жизнеобеспечения и развития территорий муниципальных образований.
    Муниципальное образование является первичной ячейкой административно-территориального устройства региона. Муниципальная власть лучше других знает проблемы, производительные силы и ресурсы района. Знание обстановки на местах не только позволяет правильно оценивать ситуацию, но и помогает искать пути выхода из существующих проблем, строить рациональную систему управления хозяйством.
    В свою очередь системы управления в рыночных условиях должны опираться на маркетинговые концепции, которые в настоящее время от муниципалитетов очень далеки.
    Основой всех стратегий развития в России и в первую очередь развития муниципальных образований должен стать собственный ресурсный потенциал данной территории, поэтому исследование и анализ потенциала муниципальных образований - это первооснова их деятельности.
    Разработка стратегических планов и проектов развития муниципальных образований должна строиться на основе их территориальных природно-климатических условий, взаимосвязи социально-экономического развития, интегрированного ресурсного потенциала, а также развитии инфраструктуры маркетинга на микро- и макроуровнях как отраслевого, так и территориального характера.
    Построение информационной базы с использованием показателей статистических и экономических органов по предложенным в данной методике блокам, а также анализ изменений в динамике будет способствовать разработке планов развития муниципальных образований.

Основные принципы, назначение и область применения

     1. Необходима систематизация показателей и критериев, позволяющих определить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, в разрезе отраслей экономики, которые получили развитие на территории муниципальных образований.
     2. Показатели должны быть  ориентированы на решение задач:
оценки эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов территорий области (районов), а также определения производственного потенциала;
определения налогового потенциала территорий районов области, исходя из имеющихся в подведомственном районе производственных возможностях.
    3. Обязательна схема сбора и обобщения информации по соответствующим блокам, позволяющим сделать выводы об эффективности деятельности хозяйствующих объектов муниципальных образований.
     4. Основной составляющей для проведения аналитической работы должны стать  маркетинговые исследования.
    Маркетинг включает системы: информации, анализа, исследований, планирования, организации, контроля.
    На начальном этапе необходимо проведение анализа экономического развития района, основанном на изучении деловой активности в сфере:
производства и реализации продукции (либо услуг) хозяйствующих субъектов,
итогов их деятельности во взаимосвязи с налоговой дисциплиной,
конкуренции и других аспектов деятельности хозяйствующих субъектов (по усмотрению администрации с учетом особенностей экономического развития района).     
     Определение производственного потенциала муниципальных образований должно базироваться на оценке социально-экономической значимости предприятий, находящихся на территории.

Таблица 2

     
Оценка социально-экономической значимости предприятий МО
Наименование показателя
Ед. изм., шт.
Доля от общего количества предприятий МО, %
Доля от общего количества аналогичных предприятий региона, %
Количество предприятий, являющихся градообразующими (3*)
  
  

х

Количество предприятий, производящих важную продукцию для работы предприятий региона (4*)
  
  
  
Количество предприятий, принадлежащих к приоритетным отраслям региона (5*)
  
  
  
Количество предприятий социальной направленности (6*)
  
  

х

Количество предприятий, являющихся крупным потребителем продукции многих предприятий региона (7*)
  
  
  


_________________________
(3*) характеризует отношение сумм налоговых м неналоговых платеж в бюджет региона со  стороны предприятий у сумме доходов бюджета муниципального образования.
(4*) характеризует отношение объема товарной продукции, поставляемой данными предприятиями другим предприятиям региона к общему объему товарной продукции, потребляемой промышленными предприятиями региона. (5*)характеризует отношение объема товарной продукции, производимой предприятиями по основному виду деятельности ко всему объему товарной продукции, производимой предприятиями региона в территориально-отраслевом разрезе.
(6*) характеризует отношение объема выпуска товарной продукции предприятиями, входящими в состав потребительской корзины, к общему объему аналогичной продукции региона.
 
(7*) характеризует отношение объема потребляемой данными предприятиями товарной продукции, выпускаемой другими предприятиями региона к объему товарной продукции, произведенной предприятиями данного региона в целом.
   
      Каждое муниципальное образование имеет свои особенности формирования экономического потенциала за счет развития приоритетных отраслей хозяйства.

Таблица 3

Оценка отраслевой производственной структуры района


Наименование отрасли
Производственная база
Численность работающих  в данной отрасли
(% от общей численности, занятых в экономике)
Объем производства (оборот), тыс. руб.
Финансовый результат
  
Количество предприятий шт.
 Уд. вес,
% от общего кол-ва
Кол-во предприятий-банкротов
  
  
Рентабельность, %
Рост/падение рентабельности по отношению к предыдущему периоду

Всего, в т.ч.:

  

100

  
  
  
  
  

Промышленность

  
  
  
  
  
  
  

в  т.ч.  перерабатывающая с/х продукцию

  
  
  
  
  
  
  

Сельское хозяйство, в т.ч.:

  
  
  
  
  
  
  

- сельскохозяйственный предприятия

  
  
  
  
  
  
  

- фермерские хозяйства

  
  
  
  
  
  
  

- хозяйства населения

  
  
  
  
  
  
  

Транспорт и связь

  
  
  
  
  
  
  

Торговля

  
  
  
  
  
  
  

Строительство

  
  
  
  
  
  
  

Бытовые услуги

  
  
  
  
  
  
  

Прочие виды деят-ти

  
  
  
  
  
  
  


     Определение налогового потенциала территорий районов области напрямую связано с производственным потенциалом МО, т.е. с результатами производственной деятельности хозяйствующих субъектов.  Аналитическую работу по определению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов целесообразнее начинать с оценки их финансового состояния.
     Вторым этапом  является непосредственно расчет рейтинговых значений предприятий по показателям критерия финансового состояния и устойчивости.
     Возможно проведение ранжирования предприятий по критериям социально-экономической  значимости по показателям, указанным в Таблице 2. Тогда  одновременно с расчетами критериальных показателей все предприятия по каждому признаку ранжируются в соответствии с полученными значениями.
    Желательно проведение моделирования различных вариантов оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов территорий области, исходя из показателей максимальной, текущей и оптимальной загрузки предприятий.
    Ранжирование деятельности хозяйствующих субъектов по вариантам позволят руководству определить их реальную загруженность, оценить имеющийся производственный потенциал отдельно по отраслям; выявить проблемы, стоящие перед предприятиями каждой отрасли, и причины неэффективного производства; определить способы подъема производства.
    Далее аналитическую работу (маркетинговые исследования) рациональнее продолжать с анализа производственной деятельности хозяйств и предприятий всех форм собственности с учетом полученных показателей, т.е. сбор информации и сведение в  единую базу. Сбор и обобщение информации по соответствующим блокам, должно позволить сделать определенные выводы об эффективности деятельности хозяйствующих субъектов района.
     Определение налогового потенциала в общем виде может основываться на системе показателей, позволяющих оценить налоговую базу, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов, и выявить определенную тенденцию для анализа влияния отдельных факторов на налоговые характеристики муниципальных образований.
     Внедрение "Налогового паспорта муниципального образования" позволит создать качественно новую систему планирования и мобилизации налогов. В настоящее время на первый план выходит задача повышения достоверности оценки налоговой базы субъектов региона, являющейся основой для установления реальных контрольных показателей по мобилизации налогов и сборов в местный и областной бюджеты.
    Основой подобного документа должна стать система показателей определяющая
тенденции развития макроэкономической ситуации в муниципальном образовании,
воздействие отраслевых и местных факторов и сложившейся структуры финансовых потоков на состояние налоговой базы и перспективу ее развития, а также позволяющая оценить налоговую базу, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов в динамике, и выявить определенную тенденцию для анализа влияния отдельных факторов на налоговые характеристики муниципальных образований
    Введение налоговых паспортов должно содействовать проведению рациональной налоговой политики и обеспечению требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему муниципалитетов и региона.
    В связи с тем, что местные налоги являются гарантом финансовой самостоятельности муниципалитетов, их способности брать на себя ответственность за решение местных социально-экономических задач, данные Налоговых паспортов муниципальных образований должны способствовать проведению со стороны региональных органов власти рациональной налоговой политики в отношении муниципалитетов, в том числе и закрепление за местными бюджетами долей территориальных (федеральных) налогов.