АВ 2001г. Выпуск 12 Некоторые проблемы развития бюджетного законодательства
Определение экономического потенциала как база оценки налогового потенциала
муниципального образования
муниципального образования
М.П.Петриченко,
д.э.н., первый заместитель министра доходов
Правительства Саратовской области
Социально-экономическое развитие региона должно строиться на основе стратегических программ и планов его развития, но составленных с учетом результатов исследования ресурсов жизнеобеспечения и развития территорий муниципальных образований.
Муниципальное образование является первичной ячейкой административно-территориального устройства региона. Муниципальная власть лучше других знает проблемы, производительные силы и ресурсы района. Знание обстановки на местах не только позволяет правильно оценивать ситуацию, но и помогает искать пути выхода из существующих проблем, строить рациональную систему управления хозяйством.
В свою очередь системы управления в рыночных условиях должны опираться на маркетинговые концепции, которые в настоящее время от муниципалитетов очень далеки.
Основой всех стратегий развития в России и в первую очередь развития муниципальных образований должен стать собственный ресурсный потенциал данной территории, поэтому исследование и анализ потенциала муниципальных образований - это первооснова их деятельности.
Разработка стратегических планов и проектов развития муниципальных образований должна строиться на основе их территориальных природно-климатических условий, взаимосвязи социально-экономического развития, интегрированного ресурсного потенциала, а также развитии инфраструктуры маркетинга на микро- и макроуровнях как отраслевого, так и территориального характера.
Построение информационной базы с использованием показателей статистических и экономических органов по предложенным в данной методике блокам, а также анализ изменений в динамике будет способствовать разработке планов развития муниципальных образований.
Основные принципы, назначение и область применения
1. Необходима систематизация показателей и критериев, позволяющих определить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, в разрезе отраслей экономики, которые получили развитие на территории муниципальных образований.
2. Показатели должны быть ориентированы на решение задач:
оценки эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов территорий области (районов), а также определения производственного потенциала;
определения налогового потенциала территорий районов области, исходя из имеющихся в подведомственном районе производственных возможностях.
3. Обязательна схема сбора и обобщения информации по соответствующим блокам, позволяющим сделать выводы об эффективности деятельности хозяйствующих объектов муниципальных образований.
4. Основной составляющей для проведения аналитической работы должны стать маркетинговые исследования.
Маркетинг включает системы: информации, анализа, исследований, планирования, организации, контроля.
На начальном этапе необходимо проведение анализа экономического развития района, основанном на изучении деловой активности в сфере:
производства и реализации продукции (либо услуг) хозяйствующих субъектов,
итогов их деятельности во взаимосвязи с налоговой дисциплиной,
конкуренции и других аспектов деятельности хозяйствующих субъектов (по усмотрению администрации с учетом особенностей экономического развития района).
Определение производственного потенциала муниципальных образований должно базироваться на оценке социально-экономической значимости предприятий, находящихся на территории.
Таблица 2
Оценка социально-экономической значимости предприятий МО
|
|
|
|
Количество предприятий, являющихся градообразующими (3*) |
|
|
х |
Количество предприятий, производящих важную продукцию для работы предприятий региона (4*) |
|
|
|
Количество предприятий, принадлежащих к приоритетным отраслям региона (5*) |
|
|
|
Количество предприятий социальной направленности (6*) |
|
|
х |
Количество предприятий, являющихся крупным потребителем продукции многих предприятий региона (7*) |
|
|
|
_________________________
(3*) характеризует отношение сумм налоговых м неналоговых платеж в бюджет региона со стороны предприятий у сумме доходов бюджета муниципального образования.
(4*) характеризует отношение объема товарной продукции, поставляемой данными предприятиями другим предприятиям региона к общему объему товарной продукции, потребляемой промышленными предприятиями региона. (5*)характеризует отношение объема товарной продукции, производимой предприятиями по основному виду деятельности ко всему объему товарной продукции, производимой предприятиями региона в территориально-отраслевом разрезе.
(6*) характеризует отношение объема выпуска товарной продукции предприятиями, входящими в состав потребительской корзины, к общему объему аналогичной продукции региона.
(7*) характеризует отношение объема потребляемой данными предприятиями товарной продукции, выпускаемой другими предприятиями региона к объему товарной продукции, произведенной предприятиями данного региона в целом.
Каждое муниципальное образование имеет свои особенности формирования экономического потенциала за счет развития приоритетных отраслей хозяйства.
Таблица 3
|
|
(% от общей численности, занятых в экономике) |
|
|
|||
|
|
% от общего кол-ва |
|
|
|
|
|
Всего, в т.ч.: |
|
100 |
|
|
|
|
|
Промышленность |
|
|
|
|
|
|
|
в т.ч. перерабатывающая с/х продукцию |
|
|
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство, в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
- сельскохозяйственный предприятия |
|
|
|
|
|
|
|
- фермерские хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
- хозяйства населения |
|
|
|
|
|
|
|
Транспорт и связь |
|
|
|
|
|
|
|
Торговля |
|
|
|
|
|
|
|
Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
Бытовые услуги |
|
|
|
|
|
|
|
Прочие виды деят-ти |
|
|
|
|
|
|
|
Определение налогового потенциала территорий районов области напрямую связано с производственным потенциалом МО, т.е. с результатами производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Аналитическую работу по определению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов целесообразнее начинать с оценки их финансового состояния.
Вторым этапом является непосредственно расчет рейтинговых значений предприятий по показателям критерия финансового состояния и устойчивости.
Возможно проведение ранжирования предприятий по критериям социально-экономической значимости по показателям, указанным в Таблице 2. Тогда одновременно с расчетами критериальных показателей все предприятия по каждому признаку ранжируются в соответствии с полученными значениями.
Желательно проведение моделирования различных вариантов оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов территорий области, исходя из показателей максимальной, текущей и оптимальной загрузки предприятий.
Ранжирование деятельности хозяйствующих субъектов по вариантам позволят руководству определить их реальную загруженность, оценить имеющийся производственный потенциал отдельно по отраслям; выявить проблемы, стоящие перед предприятиями каждой отрасли, и причины неэффективного производства; определить способы подъема производства.
Далее аналитическую работу (маркетинговые исследования) рациональнее продолжать с анализа производственной деятельности хозяйств и предприятий всех форм собственности с учетом полученных показателей, т.е. сбор информации и сведение в единую базу. Сбор и обобщение информации по соответствующим блокам, должно позволить сделать определенные выводы об эффективности деятельности хозяйствующих субъектов района.
Определение налогового потенциала в общем виде может основываться на системе показателей, позволяющих оценить налоговую базу, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов, и выявить определенную тенденцию для анализа влияния отдельных факторов на налоговые характеристики муниципальных образований.
Внедрение "Налогового паспорта муниципального образования" позволит создать качественно новую систему планирования и мобилизации налогов. В настоящее время на первый план выходит задача повышения достоверности оценки налоговой базы субъектов региона, являющейся основой для установления реальных контрольных показателей по мобилизации налогов и сборов в местный и областной бюджеты.
Основой подобного документа должна стать система показателей определяющая
тенденции развития макроэкономической ситуации в муниципальном образовании,
воздействие отраслевых и местных факторов и сложившейся структуры финансовых потоков на состояние налоговой базы и перспективу ее развития, а также позволяющая оценить налоговую базу, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов в динамике, и выявить определенную тенденцию для анализа влияния отдельных факторов на налоговые характеристики муниципальных образований
Введение налоговых паспортов должно содействовать проведению рациональной налоговой политики и обеспечению требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему муниципалитетов и региона.
В связи с тем, что местные налоги являются гарантом финансовой самостоятельности муниципалитетов, их способности брать на себя ответственность за решение местных социально-экономических задач, данные Налоговых паспортов муниципальных образований должны способствовать проведению со стороны региональных органов власти рациональной налоговой политики в отношении муниципалитетов, в том числе и закрепление за местными бюджетами долей территориальных (федеральных) налогов.