АВ 2001г. Выпуск 10 Поступление налоговых доходов и платежей в бюджетную систему РФ в 2000 г.
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В 2000 г. в области налоговой политики были разработаны и приняты важные законодательные решения, направленные на снижение общего налогового бремени, более равномерное распределение налоговой нагрузки между субъектами экономической деятельности, упорядочение и сведение к разумному минимуму системы налоговых льгот, совершенствование налогового администрирования.
Отмеченные решения, вступающие в силу в основном в текущем году, предполагают следующие основные изменения в действующем налоговом законодательстве.
1. Основные изменения в связи с принятием Федерального закона О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах :
с 1 января 2001 г. вводятся в действие отдельные главы раздела 8 Федеральные налоги части второй НК: гл. 21 Налог на добавленную стоимость , гл. 22. Акцизы , гл. 23. Налог на доходы физических лиц , гл. 24 Единый социальный налог (взнос) ;
с 1 января 2001 г. отменяется налог на реализацию ГСМ и налог на приобретение автотранспортных средств;
- в 2,5 раза уменьшается ставка налога на пользователей автомобильных дорог - до 1% от выручки, полученной от реализации продукции (при этом полностью прекращаются отчисления в части федерального бюджета - 0,5% от выручки). Отменено право регионов повышать или понижать ставку данного налога;
определены новые источники финансирования федеральных и региональных программ дорожного строительства - акцизы на дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных двигателей, автомобильный бензин;
предусматривается отмена с 1 января 2003 г. Закона Российской Федерации О дорожных фондах в Российской Федерации ;
для компенсации потерь местных бюджетов от отмены налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (1,5% выручки) предусматривается возможность формирования местных бюджетов за счет налога на прибыль предприятий и организаций - по ставке в размере не выше 5% (таким образом, совокупная ставка налога на прибыль повышается до 35%);
отменяется биржевой налог;
отменяется гербовый сбор;
отменяется сбор за пограничное оформление;
законодательные органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты;
с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные социальные фонды осуществляется налоговыми органами. Функции расходования средств по страхованию сохраняются за государственными внебюджетными социальными фондами;
с 1 июля 2001 г. реализация товаров в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации.
2. Основные изменения в налоговом законодательстве в связи с принятием отдельных глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации:
Глава 21. Налог на добавленную стоимость.
плательщиками НДС кроме организаций становятся индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательной постановке на учет в налоговых органах;
организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты НДС, если в течение предшествующих 3-х последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и предпринимателей (без учета НДС и налога с продаж) не превысила 1 млн. руб.;
введено определение места реализации товаров (работ, услуг), поскольку объектом обложения НДС является соответствующая реализация только на территории Российской Федерации (по принципу: товары, работы, услуги облагаются налогом там, где они потребляются);
налоговый период по НДС принимается равным календарному месяцу и не предусматриваются авансовые платежи;
изменен порядок уплаты НДС в бюджет - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный месяц). Отменены подекадные платежи;
основные изменения списка операций, которые не будут облагаться НДС, связаны с финансовыми услугами. Например, освобождаются от НДС посреднические услуги по операциям купли-продажи иностранной валюты, финансовые услуги по предоставлению займа в денежной форме (т. е. проценты, выплачиваемые организации, предоставляющей займ в денежной форме, не облагаются НДС);
из списка операций, освобождаемых от НДС, исключены патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав. Ограничено предоставление льготы по ввозу основных средств в качестве вклада в уставный капитал - только по технологическому оборудованию, комплектующим и запасным частям для него (ранее действовало освобождение в рамках более широкого понятия основные производственные фонды );
перечень товаров, облагаемых по пониженной ставке (10% на основные продукты питания и товары для детей) сохранен, нулевая ставка применяется в отношении экспорта (кроме нефти и газа);
введено понятие нулевая ставка , которое означает освобождение от НДС с правом вычета (возмещения) НДС, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам (работам, услугам), использованным при производстве;
по операциям, подпадающим под нулевую ставку налогообложения, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отдельную декларацию;
в составе налогооблагаемого оборота выделено выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
при включении в налоговую базу процентов (дисконта) по векселям, процентов по товарным кредитам, а также санкций, полученных за неисполнение хоздоговоров, соответствующие суммы будут включаться в налоговую базу в части превышения полученных сумм (процента) над суммами (процентом), определенными исходя из ставки рефинансирования Банка России;
при определении налогооблагаемой базы выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров, работ, услуг (в настоящее время - по курсу на день уплаты налога);
внесены некоторые изменения в установление даты реализации товара (работ, услуг);
введена специальная статья раскрывающая понятие счет-фактура. Изменились сроки, отведенные налогоплательщику для того, чтобы выставить счет-фактуру покупателю - с 10 дней до 5 дней со дня отгрузки;
с 1 июля 2001 г. предусматривается взимание НДС по принципу страны назначения по всем товарам, за исключением нефти и газа. Изменяется порядок зачета (возмещения) НДС, уплаченного хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ - вычету будет подлежать только НДС по товарам, приобретенным на территории Российской Федерации. НДС, уплаченный хозяйствующим субъектам стран СНГ, будет включаться в затраты налогоплательщиков.
Глава 22. Акцизы.
установлена солидарная ответственность налогоплательщиков по исполнению обязанности по уплате акцизов при осуществлении ими совместной деятельности;
внесены некоторые уточнения в составе подакцизных товаров (в части спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических и диагностических средств);
изменены налоговые ставки на алкогольную и табачную продукцию: ставки налога в части алкогольной продукции повышены в среднем на 5% (в предыдущем году - на 40%), на пиво - увеличены в среднем на 10% (при сохранении ранее установленной дифференциации в зависимости от содержания объемной доли этилового спирта), акцизы на табачные изделия повышены в среднем на 50% (в предыдущем году отмечено 2х-кратное повышение). Изменен порядок взимания акцизов на алкогольную продукцию: предприятие-изготовитель платит 50% (в федеральный бюджет), оптовая база платит 50% (в региональный бюджет);
изменены налоговые ставки в отношении нефтепродуктов: на низкооктановый бензин ставка увеличена с 455 руб./т до 1350 руб./т, на высокооктановый бензин - 585 руб./т до 1850 руб./т, введен акциз на дизельное топливо - 550 руб./т;
ставки акциза на газ природный (15% и 30%) установлены законодательно (ранее утверждались решениями Правительства Российской Федерации);
в части налогообложения автомобилей единая ставка заменена дифференцированными ставками в абсолютных величинах в зависимости от мощности двигателя. В отношении а/м с мощностью двигателя до 90 л.с. действует нулевая ставка, в отношении а/м с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. - 10 руб./л.с., в отношении а/м с мощностью двигателя свыше 150 л.с. - 100 руб./л.с.;
введено понятие налогового склада как комплекса мер налогового контроля в отношении алкогольной продукции.
Глава 23. Налог на доходы физических лиц.
упорядочены налоговые изъятия, налоговые вычеты классифицированы по группам: стандартные (например, необлагаемый минимум - 400 руб./месяц при получении дохода в налоговом периоде до 20 тыс. руб.), социальные (например, по расходам на образование, на медикаменты - но в размере не более 25 тыс. руб.), имущественные (например, по суммам, полученным от продажи квартир, дач и т. д., по расходам на новое строительство), профессиональные (например, по авторским вознаграждениям с учетом документально подтвержденных затрат);
разграничены виды доходов (доходы, полученные от трудовой деятельности, и, не связанные с трудовой деятельностью), установлены особенности исчисления и взимания налога. Фактически из правового обращения выводится понятие совокупного дохода ;
введена единая ставка налога в размере 13% (вместо дифференцированной прогрессивной шкалы с диапазоном 12-20% - 30%);
установленные повышенные ставки налога: 35% - в отношении лотерей, страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее 5 лет (в части превышения установленных размеров), по вкладам в банках (в части превышения установленных размеров как по рублевым, так и по валютным депозитам), 30% - в отношении дивидендов и доходов нерезидентов. К этим доходам не применяются налоговые вычеты;
налоговые льготы устанавливаются в конкретной сумме (в настоящее время рассчитываются кратно по отношению к МРОТ);
предусматривается возможность зачета уплаченной суммы налога на прибыль (доход) организации с распределенной прибыли в виде дивидендов в пользу физического лица-получателя дивидендов;
предусмотрена возможность оплаты предприятием за счет чистой прибыли стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения Российской Федерации, а также оплаты расходов на лечение и медицинское обслуживание работников, членов их семей и родителей (без подоходного налогообложения);
за счет увеличения вычетов из налогооблагаемой базы стимулируется заключение договоров добровольного пенсионного страхования;
определены перечни доходов физических лиц, получаемых от источников в нашей стране и за рубежом;
датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который был начислен доход, т.е. исчисляется налог при начислении заработной платы, а не при ее фактической выплате;
уточнены вопросы подачи налоговых деклараций (фактически освобождение значительной части работников от их представления). Вместе с тем для получения социальных, имущественных и профессиональных вычетов налогоплательщик должен представить в налоговый орган декларацию и документы, подтверждающие право на эти вычеты;
по окончании года все организации обязаны представить в налоговые органы не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, сведения о выплаченных доходах и суммах исчисленного и удержанного налога.
Глава 24. Единый социальный налог.
вновь вводимый налог вместо группы отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды. При этом упрощаются взаимоотношения налогоплательщиков с органами власти (по крайней мере, по вопросам контроля и отчетности). Три страховых платежа заменяются единым налогом, платежи в Фонд занятости отменяются. Устанавливается единая налогооблагаемая база. В результате введения налога снижается совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда - тариф страховых взносов уменьшается с 39,5% до 35,6% от налогооблагаемой базы;
определены основные элементы налога, установлен механизм исчисления налога;
сохранена норма, в соответствии с которой не являются плательщиками данного налога организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
предусмотрены несколько регрессивных шкал ставок для различных категорий налогоплательщиков. Необходимые условия для использования регрессивной шкалы - в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника должна превышать 50 тыс. руб., а также на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть больше суммы, равной 4200 руб., умноженной на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде. В ином случае применяется максимальная ставка налога;
произошло расширение объекта налогообложения - с 1 января 2001 г. объектом налогообложения будут являться выплаты, производимые по лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков (работодателей) в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, авторским или лицензионным договором;
при определении налоговой базы учитываются любые доходы, начисленные в денежной или натуральной форме, в виде материальных. социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды (за исключением соответствующих выплат из прибыли, остающейся в распоряжении организации);
работодатель обязан определять налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом;
в отличие от налога на доходы физических лиц социальный налог рассматривается как начисление на выплаты в пользу работника (но, не как удержание);
не облагаются суммы, выплаченные работодателями за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль (доход),: компенсация стоимости путевок, лечение и медицинское обслуживание работников и членов их семей и др.;
предоставлены ряд налоговых льгот, в т.ч. в отношении инвалидов, низкооплачиваемых работников, отдельных категорий учреждений и др.;
налоговый период социального налога - календарный год. Авансовые платежи уплачиваются ежемесячно;
установлена обязанность банка не выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежные поручения на перечисление налога.