АВ 2001г. Выпуск 10 Поступление налоговых доходов и платежей в бюджетную систему РФ в 2000 г.
СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ В 2000 Г.
Анализ структуры налоговых платежей, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации в 2000 г. убедительно показывает, что важнейшим налогоплательщиком по большинству рассматриваемых видов обязательный платежей продолжает оставаться промышленность.
Объем налоговых платежей промышленности, поступивших в консолидированный бюджет в 2000 г. в номинальном выражении на 68,5% превысил уровень 1999 г., в федеральный бюджет - почти на 83%. Среди отраслей экономики доля промышленности в структуре налоговых платежей как в консолидированный, так и в федеральный бюджеты в 2000 г. была наибольшей, составив, соответственно, 46,9% и 41,4%. По сравнению с уровнем 1999 г. доля промышленности увеличилась, соответственно, на 1,7 и 1,4 процентного пункта.
_________________________
Информация по налоговым платежам в отраслевом разрезе за 1999 г. может корректироваться МНС России.
Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях в федеральный бюджет по налогу на прибыль (доход) и налогу на добавленную стоимость также составили платежи промышленности - соответственно, 51,8% и 40,2%. По сравнению с уровнем 1999 г. доля промышленности в поступлениях налога на прибыль возросла на 0,4 процентного пункта, в поступлениях НДС - на 0,7 процентного пункта.
Достаточно заметные изменения произошли в структуре платежей по акцизам, в которой наибольший удельный вес пришелся на долю транспорта - 56,9%, в определяющей степени за счет трубопроводного транспорта, доля которого в общем грузообороте в 2000 г. составила 53%. Грузооборот трубопроводного транспорта увеличился на 0,7%, а объемы транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в 2000 г. возросли в целом на 3,4% (в т. ч. газа - на 2,5%, нефти - на 4,5% и нефтепродуктов - на 10,5%), в результате чего сумма акцизных сборов трубопроводного транспорта увеличилась на 32,8%. Однако, несмотря на увеличение, удельный вес акцизных сборов транспорта по сравнению с уровнем 1999 г. снизился на 12 процентных пунктов.
Отмеченное снижение во многом объясняется резким ростом (почти в 6 раз по сравнению с 1999 г.) поступлений акцизных сборов со стороны таких отраслей как торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт и, соответственно, увеличением удельного веса этих отраслей в акцизных сборах (на 11,3 процентного пункта), что стало возможным после сокращения в течение 2000 г. значительной недоимки по акцизным сборам.
_________________________
По итогам 2000 г. общая сумма недоимки по акцизным сборам торговли, общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта составляла около 449 млн. руб., тогда как на начало года сумма недоимки превышала 12,2 млрд. руб.
Основным источником платежей за пользование природными ресурсами в 2000 г. являлась промышленность - 83,8% (снижение на 1,1 процентного пункта к уровню 1999 г.).
Среди отраслей промышленности наибольший удельный вес в налоговых платежах в бюджетную систему Российской Федерации в 2000 г. занимала топливная промышленность: в консолидированный бюджет - 39,5%, в федеральный бюджет - 40,5%, что выше уровня предыдущего года, соответственно, на 7,7 и 5,5 процентного пункта. В номинальном выражении налоговые платежи топливной промышленности в бюджетную систему превысили уровень 1999 г. более, чем в 2 раза.
Очевидно, что такое лидерство во многом объясняется не столько увеличением производства промышленной продукции топливной промышленности, составившим в 2000 г. (по данным Госкомстата России - 105% к уровню 1999 г.), сколько удорожанием продукции отрасли на внутреннем рынке, которое составило 155,2% (в т.ч. в нефтедобывающей отрасли - 158%, в нефтеперерабатывающей - 147,5% и в газовой - 163,1%) и высоким уровнем мировых цен на энергоносители.
_________________________
Декабрь 2000 г. к декабрю 1999 г.
Наибольший удельный вес в поступлениях в федеральный бюджет таких платежей, как налог на прибыль (доход), налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи за пользование природными ресурсами в 2000 г. занимала топливная промышленность - 45,8%, 29,9%, 53,6% и 70,1%, соответственно. По сравнению с уровнем 1999 г. доля топливной промышленности в поступлениях налога на прибыль возросла на 13,9 процентного пункта, по акцизам - на 4,2 процентного пункта и по платежам за пользование природными ресурсами - на 4,6 процентного пункта. Поступления по НДС снизилась на 0,2 процентного пункта.
Вместе с тем, несмотря на заметное улучшение экономической ситуации, суммарная задолженность по налоговым платежам перед бюджетной системой по основным отраслям экономики оставалась довольно значительной, составив по итогам 2000 г. 463,7 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - 292,1 млрд. руб. Увеличение по сравнению с уровнем 1999 г., составило, соответственно, 22,6% и 18,4%. Наибольший удельный вес в задолженности по налоговым платежам составляла задолженность по НДС: перед консолидированным бюджетом - 56%, перед федеральным - 75,2%.
Величина недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет в 2000 г. составила 364,6 млрд. руб. (увеличение на 6,4%), в том числе в федеральный бюджет - 224,7 млрд. руб. (снижение на 1,9%). Наибольший удельный вес в недоимке по налоговым платежам занимала недоимка по НДС: по консолидированному бюджету - 55,6%, по федеральному - 76,2%.
Среди отраслей экономики наибольшая величина недоимки по налоговым платежам в консолидированный и федеральный бюджеты в 2000 г. приходилась на промышленность - соответственно, 49,7% (снижение по сравнению с уровнем предыдущего года на 0,7 процентного пункта) и 51,8% (увеличение на 0,1 процентного пункта).
Среди отраслей промышленности в 2000 г. наибольшую величину недоимки по налоговым платежам в консолидированный и федеральный бюджеты имела отрасль машиностроение и металлообработка - соответственно, 25,2% и 24,3% (в обоих случаях снижение по сравнению с уровнем 1999 г. составило 1,2 процентного пункта).
В целях снижения уровня недоимки и увеличения налоговых поступлений в федеральный бюджет налоговыми органами в 2000 г. применялась реструктуризация задолженности и комплекс законодательно предусмотренных принудительных мер, включая направление требований об уплате налогов и сборов с последующим принятием постановлений об обращении взыскания недоимки на имущество должников, выставление инкассовых распоряжений к банковским счетам недоимщиков.
_________________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. 1002 О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом , направленное на обеспечение налогоплательщиками в полном объеме обязательств по уплате текущих налоговых платежей.