Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 22 О некоторых практических вопросах бюджетного процесса


 Порядок внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете

     Принятие федерального закона о федеральном бюджете не означает окончания работы над ним. Закон следует за практикой, жизнью. А в последней часто возникают ситуации, которые требуют определенной корректировки положений закона. Поэтому для полноты характеристики процедуры рассмотрения и принятия федерального закона о федеральном бюджете представляется необходимым рассмотреть процедуру внесения изменений и дополнений в указанный закон, имея в виду значимость этих изменений и дополнений, а также особенности их внесения и принятия.  
     По всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования федерального закона о федеральном бюджете, в том числе  в части, изменяющей основные характеристики федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе вносить изменения и дополнения.
     Депутаты Государственной Думы и другие субъекты законодательной инициативы могут вносить изменения и дополнения в федеральный закон о федеральном бюджете в части, изменяющей основные характеристики федерального бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации только в следующих случаях.
    Во-первых, если имеется превышение фактических доходов над учтенными в федеральном законе о федеральном бюджете, что может быть подтверждено итогами исполнения федерального бюджета за первое полугодие текущего финансового года. Указанные изменения и дополнения могут быть рассмотрены только в том случае, если Правительство Российской Федерации не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении  бюджета за первое полугодие.
    И, во-вторых, внесения предложений о сокращении либо о блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета, подтвержденного ревизиями и проверками, произведенными  Счетной палатой, а также контрольными органами Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
    Проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматриваются в порядке, определенном Регламентом Государственной Думы, то есть в обычном порядке. Однако  при соблюдении следующих дополнительных условий:
законопроект, предусматривающий изменение основных характеристик федерального бюджета на текущий финансовый год, не может быть внесен на рассмотрение Государственной Думы  до вступления в силу или до отклонения Советом Федерации либо Президентом Российской Федерации  федерального закона, предусматривающего изменение  основных характеристик бюджета на текущий финансовый год, проект которого был внесен ранее и принят Государственной Думой в первом чтении;
в случае внесения в Государственную Думу двух и более законопроектов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год указанные законопроекты рассматриваются в первом чтении  только один законопроект, а остальные законопроекты могут быть рассмотрены в качестве поправок к нему.     
     При исполнении федерального закона о федеральном бюджете может возникнуть ситуация, когда происходит рост или снижение ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, то есть сокращение (рост) расходов федерального бюджета, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденными показателями бюджета.  Если изменения ожидаемых поступлений превышают более чем на 10 процентов годовых назначений Правительство Российской Федерации обязано внести соответствующие изменения и дополнения в федеральный закон о федеральном бюджете в виде проекта федерального закона.
    Учитывая важность ситуации, Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.  
     Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете Государственная Дума не принимает в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что федеральным законом о федеральном бюджете не предусмотрено иное.    
      Знание основных моментов бюджетного процесса поможет депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации активно и плодотворно включаться в процесс формирования основного финансового документа государства  - федерального закона о федеральном бюджете.