АВ 2000г. Выпуск 22 О некоторых практических вопросах бюджетного процесса
Порядок рассмотрения и принятия федерального законна о федеральном бюджете палатами Федерального Собрания Российской Федерации
Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу следующие документы:
1) предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;
2) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;
3) основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
4) прогноз сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на очередной финансовый год;
5) прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год;
6) основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году;
7) порядок индексации заработной платы работников бюджетной сферы на очередной финансовый год;
8) федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;
9) федеральная адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
10) расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;
11) международные договора Российской Федерации, вступившие в силу для Российской Федерации и содержащие ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая не ратифицированные договоры Российской Федерации о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
12) программа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год, структура внешнего долга Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;
13) структура государственного внутреннего долга Российской Федерации и программа внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для финансирования дефицита федерального бюджета;
14) программа предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период текущего года;
15) программа развития государственных казенных предприятий и государственных унитарных предприятий.
Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда, о приостановке или отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, но не предусмотрена в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если требуется внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах, а также тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год, Правительство Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносит проекты соответствующих федеральных законов.
Кроме того, не позднее 1 октября текущего года Правительство Российской Федерации дополнительно представляет в Государственную Думу:
1) оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный финансовый год;
2) проекты программ предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий Правительства Российской Федерации за истекший период текущего финансового года;
3) проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года;
4) предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе по расходам на содержание военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с указанием их штатной численности на начало и конец очередного финансового года;
5) поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
Центральный Банк Российской Федерации до 1 октября текущего года предоставляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики на очередной финансовый год, предварительно согласованный с Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Получив указанные выше документы и материалы, Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет их в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
Совет Государственной Думы утверждает также комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. По каждому разделу расходов федерального бюджета назначаются не менее двух ответственных комитетов, одним из которых является Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
Рассмотрение в комитетах Государственной Думы поступивших материалов по проекту федерального бюджета проводится депутатами совместно с приглашаемыми для этой работы экономистами, юристами, представителями министерств и ведомств, территориальных органов исполнительной власти, которые готовят заключения по разделам проекта бюджета, вносят предложения по доходам и расходам.
Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год может быть возвращен на доработку в Правительство Российской Федерации, если состав представленных материалов не соответствует требованиям законодательных документов о бюджете. В случае возврата на доработку, доработанный законопроект со всеми необходимыми документами представляется в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный срок и вновь рассматривается Советом Государственной Думы.
После принятия проекта федерального закона о федеральном бюджете к рассмотрению он в течение 3-х дней направляется Советом Государственной Думы:
Президенту Российской Федерации;
в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
комитеты Государственной Думы;
другим субъектам права законодательной инициативы, для внесения замечаний и предложений;
в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 192 - 211) Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.
Установлены следующие сроки рассмотрения законопроекта:
в первом чтении - в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации;
во втором чтении - в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении;
в третьем чтении - в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении;
в четвертом чтении - в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении.
После рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в комитетах Государственной Думы он с замечаниями и предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы для принятия в первом чтении.
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении Государственная Дума рассматривает концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерации иностранным государствам на очередной финансовый год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета. Рассматриваются также основные показатели федерального бюджета, в том числе: доходы федерального бюджета в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов бюджетов Российской Федерации, распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютны цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита; общий объем расходов федерального бюджета в целом.
В течении 15 дней с дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету и налогам заключения по проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год с предложениями о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по вопросам рассматриваемым в первом чтении. На основании заключений комитетов Государственной Думы по основным характеристикам федерального бюджета Комитет по бюджету и налогам готовит свое заключение по проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также проект постановления Государственной Думы О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и представляет их на рассмотрение на пленарном заседании Государственной Думы. Внесение поправок депутатами при рассмотрении законопроекта в первом чтении не предусмотрено.
При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на пленарном заседании Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации и содоклады Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета по экономической политике и предпринимательству, а также доклада Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. Принятие Государственной Думой законопроекта в первом чтении означает утверждение основных показателей федерального бюджета. В этом случае Государственная Дума не может увеличивать доходы и дефицит бюджета, если отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении Государственная Дума вправе:
передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета, исходя из рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и налогам, Комитета по экономической политике и предпринимательству и заключении Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;
поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию она в течение 10 дней разрабатывает вариант основных показателей федерального бюджета, согласовывая эти показатели с внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах, программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на планируемый год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета.
После окончания работы согласительной комиссии Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета, а также законопроекты, связанные с основными характеристиками бюджета: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах, о размерах тарифов взносов в государственные федеральные внебюджетные фонды, о повышении минимального размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, также вносятся на рассмотрение Государственной Думы.
По итогам рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении принимается постановление Государственной Думы О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении .
Если Государственная Дума не принимает решение по основным характеристикам проекта федерального закона о федеральном бюджете по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении.
При повторном отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума не вправе повторно направлять указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство Российской Федерации поскольку повторное отклонение проекта возможно лишь в случае, если Государственная Дума поставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Если согласительная комиссия утвердила основные характеристики федерального бюджета, Государственная Дума на своем пленарном заседании не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета без заключения согласительной комиссии.
В случае отклонения федерального бюджета на очередной финансовый год в первом чтении и возвращении его на доработку в Правительство Российской Федерации последнее в течении 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и налогам и Комитета по экономической политике и предпринимательству и вносит проект на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении. Государственная Дума рассматривает законопроект в первом чтении в течении 10 дней со дня его повторного внесения в Государственную Думу.
В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый вариант проекта федерального бюджета не позднее 30 дней после сформирования.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума рассматривает во втором чтении в течении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются:
расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении;
размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (в составе раздела 21 Финансовая помощь бюджетам других уровней бюджетной классификации).
На данном этапе депутаты, как субъекты права законодательной инициативы, вправе направлять в Комитет по бюджету и налогам поправки по расходам федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета в соответствии с прилагаемой формой (приложение 1). Срок представления поправок, как правило, устанавливается постановлением Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Комитет по бюджету и налогам формирует график рассмотрения поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджета и доводит его до сведения депутатов через комитеты Государственной Думы.
Поправки по показателям, составляющим предмет третьего чтения, во втором чтении не рассматриваются.
Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, на основе которых Комитет по бюджету и налогам разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении и о распределении расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации, в том числе по бюджету развития и бюджету текущих расходов. Если Государственная Дума при рассмотрении этого законопроекта во втором чтении не поддерживает предложение Комитета по бюджету и налогам, она может рассмотреть на своем заседании альтернативные варианты сбалансированного распределения расходов федерального бюджета, предварительно рассмотренные Комитетом по бюджету и налогам и имеющие заключение Правительства Российской Федерации.
В целях нормализации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума направляет в исполнительные и представительные органы субъектов Российской Федерации сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации, утвержденном при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении, а также сведения о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределении его средств по субъектам Российской Федерации, утвержденных при рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении.
Если Государственная Дума отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума рассматривает в третьем чтении в течении 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются (в пределах расходов по разделам функциональной классификации расходов бюджета, утвержденных во втором чтении):
расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджета и главным распорядителям средств федерального бюджета ( ведомственная классификация ) по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджета - разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов;
распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;
расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы.
Кроме того, в третьем чтении утверждаются программы предоставления гарантий Правительства Российской Федерации, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программа государственных внешних заимствований Российской Федерации.
Принимая во внимание большое число утверждаемых в третьем чтении показателей федерального бюджета, данный этап рассмотрения бюджета является для депутатов наиболее важным и трудоемким.
Депутаты направляют свои поправки по предмету третьего чтения в соответствии с прилагаемой формой в Комитет по бюджету и налогам, а также в соответствующие комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета и федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета - профильные комитеты. Список профильных комитетов утверждает Совет Государственной Думы. Срок представления поправок к показателям федерального бюджета, утверждаемым в третьем чтении, как правило, устанавливается постановлением Государственной Думы о принятии законопроекта о федеральном бюджете во втором чтении.
При подготовке поправок к третьему чтению необходимо исходить из того, что сумма расходов по всем подразделам соответствующего раздела функциональной классификации расходов федерального бюджета с учетом принятых поправок не может превышать сумму расходов, уже утвержденную во втором чтении по данному разделу. То есть предлагаемые изменения могут производиться только внутри разделов. В этой связи в поправках, касающихся увеличения расходов по какому-либо подразделу или показателю, утверждаемому в третьем чтении, важно указать источник средств, за счет которого предлагается увеличить эти расходы. Здесь возможны два варианта:
1) за счет уменьшения расходов по другому подразделу или показателю в рамках данного раздела.
Пример: в третьем чтении бюджета на 2000 год была принята поправка по разделу Социальная политика об увеличении на 100,0 млн. руб. расходов по подразделу Прочие мероприятия в области социальной политики по строке Финансирование мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта за счет уменьшения на эту сумму расходов по подразделу Социальная помощь , строка Расходы на защиту прав жертв политических репрессий .
2) за счет принятого во втором чтении увеличения расходов в целом по данному разделу.
Пример: во втором чтении бюджета на 2000 год расходы по разделу Социальная политика были увеличены на 833,0 млн. руб., за счет чего в третьем чтении был принят ряд поправок об увеличении расходов по некоторым подразделам и показателям данного раздела. Вместе с тем, излишне переоценивать возможности этого варианта, поскольку указанное увеличение расходов по разделу составило всего 1,3%., а по целому ряду других разделов решения об увеличении расходов во втором чтении не принимались.
Комитет по бюджету и налогам, а также профильные комитеты формируют графики рассмотрения поправок по предмету третьего чтения и доводят их до сведения депутатов через комитеты Государственной Думы.
Порядок рассмотрения поправок по предмету третьего чтения и принятия по ним решений определен пунктом 3 статьи 206 Бюджетного кодекса. При этом, в целях конструктивного рассмотрения поправок, желательно участие в этой работе депутатов, представивших свои поправки.
Поправки, предусматривающие предоставление средств федерального бюджета негосударственным организациям любых организационно-правовых форм, не рассматриваются.
По итогам рассмотрения поправок в Комитете по бюджету и налогам и в профильных комитетах все они группируются в две таблицы: таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению. В виду большого количества поправок в третьем чтении (в бюджете на 2000 год - более 3 тысяч) каждая из таблиц может состоять из нескольких блоков. Обе таблицы представляются для рассмотрения и принятия их на пленарном заседании Государственной Думы. При этом, в случае несогласия депутата с решением, принятым по его (или любой другой) поправке и отраженным в соответствующей таблице поправок, он вправе поставить вопрос об отдельном голосовании по этой поправке на пленарном заседании.
Государственная Дума при рассмотрении в третьем чтении законопроекта рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем четырем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных по разделам федерального бюджета во втором чтении, перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам.
Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по показателям федерального бюджета, рассматриваемом в третьем чтении, в Комитет по бюджету и налогам.
В течение 10 дней Комитет по бюджету и налогам проводит экспертизу поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам указанного законопроекта, рассматриваемого в третьем чтении, и направляет их в соответствующие профильные комитеты Государственной Думы. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и налогам и в Правительстве Российской Федерации. Рассмотрение поправок по соответствующим подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета и всем уровням ведомственной классификации, перечню и объему расходов по федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе на планируемый год, программе внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерации иностранным государствам, программам предоставления гарантий Правительства Российской Федерации и программам предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов проводится на совместных заседаниях Комитета по бюджету и налогам и соответствующего профильного комитета Государственной Думы. Если сумма ассигнований по принятым поправкам по подразделам соответствующего раздела функциональной классификации превышает сумму ассигнований, утвержденную по втором чтении по данному разделу, указанные комитеты проводят раздельное рейтинговое голосование по этим поправкам.
На пленарном заседании Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении рассматриваются три блока поправок:
поправки, поддержанные Комитетом по бюджету и налогам и соответствующим профильным комитетом Государственной Думы;
поправки, отклоненные Комитетом по бюджету и налогам и соответствующим профильным комитетом Государственной Думы;
поправки, поддержанные одним комитетом и отклоненные другим комитетом Государственной Думы.
Общая сумма ассигнований по поправкам, поддержанным комитетами Государственной Думы, не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу функциональной классификации расходов федерального бюджета. Поправки, по которым имеются разногласия, выносятся на голосование на пленарном заседании Государственной Думы.
В течении 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в четвертом чтении. При рассмотрении законопроекта в четвертом чтении внесение в него поправок не допускается. Законопроект голосуется в целом.
Рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственной Думе и Совете Федерации происходит, как правило, открыто. Однако секретные статьи федерального бюджета рассматриваются в закрытом режиме. Более того, материалы к этим статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат.
Кроме секретных статей федерального бюджета и материалов к ним в закрытом режиме рассматриваются и специальные секретные программы. Их принятие и включение в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня его принятия передается в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете Советом Федерации указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный текст федерального закона о федеральном бюджете.
Государственная Дума рассматривает согласованный текст федерального закона о федеральном бюджете только в одном чтении, после чего вновь передает указанный закон на рассмотрение в Совет Федерации.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении закона о федеральном бюджете или несогласия с редакцией текста закона, выработанной согласительной комиссией он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
После рассмотрения и принятия Советом Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год он в течение 5 дней передается на рассмотрение Президента Российской Федерации для подписания и обнародования.
В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
В случае непринятия Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете по другим причинам до 1 января очередного года он не вступает в силу.
В целях выхода из вышеназванной ситуации Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года. В этом случае органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.