АВ 2000г. Выпуск 22 О некоторых практических вопросах бюджетного процесса
Процесс составления федерального бюджета
Приступая к рассмотрению вопросов, связанных с составлением федерального бюджета, необходимо начать с определения:
системы органов, обладающих бюджетными полномочиями;
определения круга участников бюджетного процесса и их полномочий на федеральном уровне;
стадии процесса составления федерального бюджета.
Система органов, обладающих бюджетными полномочиями определена в ст. 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации и выглядит следующим образом:
Система органов обладающих бюджетными полномочиями |
|
( Банк России ) |
(муниципального ) финансового контроля |
Счетная палата Российской Федерации Контрольные и финансовые органы исполнительной власти |
|
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
Президент Российской Федерации;
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации;
Министерство Финансов как орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета;
Федеральное казначейство как орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета;
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета (Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и т.д.);
Банк России;
Счетная палата Российской Федерации;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Важнейшим элементом бюджетного процесса является процесс составления и рассмотрения федерального бюджета.
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством Финансов Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации. Работа над проектом бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.
В задачу Министерства финансов Российской Федерации входит разработка:
проекта федерального бюджета;
проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и сводного финансового баланса;
проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, направляемое не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, и показатели разработанного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации прогноза социально экономического развития России на очередной финансовый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком Российской Федерации, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны.
На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на очередной финансовый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.
После одобрения Правительством Российской Федерации этих сценарных условий Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства Российской Федерации. После их принятия Правительством Российской Федерации они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросам (ст. 184 п.5 БК РФ).
В целях подключения Государственной Думы к бюджетному процессу на возможно более ранней стадии Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, на наш взгляд, должен инициировать такой запрос в Правительство Российской Федерации. Это позволит:
во-первых, не дожидаясь поступления бюджета в Государственную Думу подключиться депутатам к работе над ним;
во-вторых, в целях прохождения федерального закона о федеральном бюджете в Государственной Думе в установленный законом срок решить значительную часть спорных вопросов по бюджету еще на стадии его составления;
в-третьих, поскольку проект федерального закона о федеральном бюджете сопровождается принятием сопутствующих ему законопроектов (в частности, о внесении изменений в налоговое законодательство, либо о приостановке или отмене федеральных законов, реализация которых требует расходов, но не предусмотренных в бюджете на очередной финансовый год и т.д.) это позволит депутатам быть более осведомленным о бюджетных планах Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год, что несомненно повысит качество законодательной работы.
Затем Министерство финансов Российской Федерации направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.
На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе.
Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов Российской Федерации используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от федеральных органов исполнительной власти, а также от субъектов Российской Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства финансов Российской Федерации, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов Российской Федерации.
В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение межведомственной комиссии.
Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов ( проектов законодательных актов и т.д.) должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.
После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами федерации бюджетный департамент Министерства финансов Российской Федерации составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на очередной финансовый год.
После изучения этих документов и работы с ними Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.