АВ 2000г. Выпуск 14 О перспективах социально-экономического развития Российской Федерации в 2000 году и на период до 2002 года
Введение
22 февраля 2000 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему: О перспективах социально-экономического развития Российской Федерации в 2000 г. и на период до 2002 г. Для участия в слушаниях были приглашены представители Министерства экономики, Министерства финансов, Центрального банка, Счетной палаты, а также ведущих экономических институтов нашей страны.
Участники слушаний, обсудив особенности сложившихся тенденций социально-экономического развития Российской Федерации, отметили, что 1999 г. закончен с весьма неплохими макроэкономическими результатами: прирост валового внутреннего продукта составил 3,2 %; прирост промышленного производства - 8,1 %. Однако детальный анализ показывает, что тенденции общего оживления ситуации в экономике не могут быть признаны устойчивыми.
Отмечалось, что рассматриваемые Правительством два возможных варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 г. и уточненные параметры прогноза до 2002 г. (далее - Прогноз) также имеют недостатки и пробелы.
Первый вариант Прогноза (рост ВВП - 1-3 %, промышленной продукции - 4,5 %) исходит из исчерпывающего выполнения Россией и ее кредиторами достигнутых договоренностей, а также предполагает возможность реализации благоприятных условий для выполнения программы структурных преобразований в экономике, максимальное использование факторов экономического роста, сохранение выгодной внешнеэкономической конъюнктуры, в т.ч. достаточно высоких цен на нефть.
Второй вариант Прогноза (рост ВВП - 1%, промышленной продукции - 1,5 %) учитывает факторы, которые могут осложнить экономическую ситуацию: недостаточное снижение долговой нагрузки в части реструктуризации, частичного списания внешних долговых обязательств и отсутствия дополнительных кредитов; более медленное выполнение программы структурных преобразований экономики; возможное снижение инвестиционного спроса и более низкая динамика иностранных инвестиций.
Отмечено, что в обоих вариантах Прогноза не достигается главная цель экономического развития страны - обеспечение реального и устойчивого роста уровня жизни населения. На низком уровне остаются реальные располагаемые доходы населения, сохраняется высокая доля (2002 г. - 30 %) населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. В Прогнозе нет показателей общественного производства, не предусмотрены меры по улучшению финансового положения производственной сферы, повышению инвестиционной активности. Представленный Прогноз не содержит описания конкретных мер экономической политики, планируемых Правительством и Банком России.
Мнения многих выступающих, в т.ч. ученых-экономистов, принципиально расходились с позициями Правительства России. Ими отмечалось, что без устранения недостатков и пробелов представленный Прогноз не может рассматриваться в качестве обоснованного ориентира социально-экономического развития страны.