АВ 2000г. Выпуск 14 О перспективах социально-экономического развития Российской Федерации в 2000 году и на период до 2002 года
Бюджетно-налоговая политика в 2000 году и на период до 2000 года
(по материалам Министерства финансов Российской Федерации)
Исполнение федерального бюджета в 1999 г. (по материалам Министерства финансов Российской Федерации)
Доходы федерального бюджета за 1999 г.
Доходы федерального бюджета за 1999 г. по предварительным данным составили 611,7 млрд. руб. (13,7 % от ВВП) и превысили объем поступлений, предусмотренный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год", на 29,1%.
Основными факторами, определившими динамику доходов федерального бюджета в 1999 г., явились:
увеличение объемов промышленного производства;
повышение собираемости налогов;
благоприятная конъюнктура цен на энергоносители на мировом рынке.
В структуре доходов федерального бюджета значительный удельный вес приходился на поступления, контролируемые Министерством по налогам и сборам Российской Федерации (63% от общего объема доходов) и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (30,6%). Остальные 6,4% - составили доходы, контролируемые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством государственного имущества Российской Федерации, поступления целевых бюджетных фондов и прочие доходы федерального бюджета.
Налоговые поступления в федеральный бюджет в 1999 г. составили 572,7 млрд. руб. (12,8% от ВВП).
Поступления доходов, контролируемых Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, за 1999 г. составили 385,5 млрд. руб. и в течение года стабильно превышали показатели, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". Поступления по линии МНС России существенно возросли в 1999 г. по сравнению с 1998 г. (по итогам 1998 г. их доля в ВВП составила 7,3%, в 1999 году доходы по линии МНС России достигли 8,6% ВВП). Доходы, поступление которых контролируется МНС России, составили по итогам 1999 г. 143,2% к заданию, установленному в бюджете. В течение 1999 г. доходы федерального бюджета по линии МНС России имели тенденцию к повышению как в абсолютном, так и в относительном выражении. Среднемесячное поступление доходов возросло с 18,3 млрд. руб. (6,7% от ВВП) в первом квартале 1999 г. до 48,8 млрд. руб. (10,8% от ВВП) в четвертом квартале 1999 г.
Доходы федерального бюджета, поступление которых контролируется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, составили за 1999 г. 187,2 млрд. руб. (4,2% от ВВП).
Доходы по линии ГТК России сложились по итогам 1999 года на уровне 101,6% от уровня, установленного в бюджете. Поступления ГТК России в 1999 г. превысили аналогичный показатель 1998 г. на 1,1 процентный пункт ВВП. Наибольшие объемы поступлений ГТК России отмечены в июне-июле и ноябре-декабре 1999 г. (4,7-5,2% от ВВП).
Значительное влияние на динамику таможенных платежей в 1999 г. оказало падение импорта (по оценке за 1999 г. импорт снизился на 31% по сравнению с 1998 г.) и рост экспорта (к концу 1999 г. в денежном выражении экспорт увеличился почти в 2 раза по сравнению с началом года, что во многом связано с ростом мировых цен на энергоносители). Рост мировых цен на энергоресурсы и увеличение ставок экспортных пошлин на нефть позволили нивелировать падение импорта.
Доходы, контролируемые Мингосимуществом России, в 1999 году определились на уровне 1,7 млрд. руб.
Доходы целевых бюджетных фондов в 1999 году сложились по оценке в размере 11,3 млрд. руб. (0,25% от ВВП).
Расходы федерального бюджета за 1999 г., по предварительным данным, были профинансированы в объеме 664,7 млрд. руб. (14.8% от ВВП).
Особенности финансирования расходов в 1999 г. определялись:
отсутствием льготного периода по завершению операций и исполнению обязательств федерального бюджета, который в 1998 г. длился до 15 марта 1999 г. В 1999 г. операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения федерального бюджета на 1999 г., были завершены 29 декабря;
направлением поступивших в федеральный бюджет дополнительных доходов на финансирование расходов в соответствии с приоритетами, определенными статьей 108 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год".
Финансирование расходов федерального бюджета в целом за 1999 г. по предварительным данным обеспечено на уровне 117,2% от общего объема расходов, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".
На обслуживание государственного долга за 1999 г. израсходовано 162,6 млрд. руб. (24,4% всех расходов федерального бюджета), в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга - 73,9 млрд. руб., обслуживание государственного внешнего долга - 88,7 млрд. руб.
Непроцентные расходы за 1999 г. были профинансированы в объеме 502,1 млрд. руб.
В течение 1999 г. в приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим. По предварительным результатам всего в 1999 г. на расходы по заработной плате с начислениями выделено 129,4 млрд. руб. (кроме того, 2,7 млрд. рублей по Фонду МНС России и ФСНП России), что составляет 114,5 % росписи федерального бюджета на год. За 1999 г. перевыполнено финансирование расходов на заработную плату и денежное довольствие военнослужащим по следующим разделам:
"Национальная оборона", "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", а также "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций", что связано с ситуацией на Северном Кавказе и индексацией заработной платы работникам прокуратуры и органов юстиции в 1,5 раза (выполнение бюджетных назначений составило - 136,2%, 108,3% и 101,0% соответственно);
"Судебная власть", "Государственное управление и местное самоуправление", целевые бюджетные фонды" - в связи с индексацией зарплаты в 1,5 раза госслужащим, а также работникам судов выполнение бюджетных назначений составило - 111,8 % и 111,2 % соответственно.
Полностью выполнены бюджетные обязательства по выплатам стипендий студентам образовательных учреждений федерального ведения. На эти цели за 1999 г. из средств федерального бюджета направлено 5,2 млрд. руб.
Средства федерального бюджета, направляемые в Пенсионный фонд России, в 1999 г. составили 17,7 млрд. руб. (100%), средства на выплату пенсий военнослужащим - 18,8 млрд. руб. (140,6%), пенсий и пособий работникам правоохранительных органов - 8,9 млрд. руб. (146,8%).
На протяжении 1999 г. выполнялись предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" обязательства по оказанию финансовой помощи субъектам Российской Федерации.
Основным источником финансовой помощи субъектам Российской Федерации был Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), из которого регионам выделено 44,8 млрд. руб. (с учетом сумм, переходящих с 1998 г.).
В 1999 г. из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделено бюджетных ссуд в сумме 7,2 млрд. руб. под кассовые разрывы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Несмотря на принимаемые меры по оказанию дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации в 1999 г. не удалось погасить в полном объеме кредиторскую задолженность по выплате заработной платы работникам учреждений и организаций, финансируемых из региональных бюджетов. На 1 января 2000 г. погасили задолженность 36 субъектов Российской Федерации, помимо того, в нескольких субъектах задолженность составляет несколько дней и погашена в 2000 г.
Наряду с выдачей бюджетных ссуд, Министерство финансов Российской Федерации предпринимало меры по погашению регионами ранее выданных ссуд. За 1999 г. погашено бюджетных ссуд на общую сумму 11,6 млрд. руб. (в т.ч. за счет ФФПР - на 4,5 млрд. руб.).
Дефицит федерального бюджета за 1999 г., по предварительным данным, составил 53,0 млрд. руб., или 1,18 % от ВВП.
Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета сложились в размере 53,6 млрд. руб. Внешние источники - 47,4 млрд. руб. Остатки на счетах в банках в течение 1999 г. увеличились на 48,0 млрд. руб.
Первичный профицит определился по итогам 1999 г. в размере 109,6 млрд. руб. (2,4% от ВВП) и превысил на 0,4 процентных пункта целевой показатель, предусмотренный Заявлением Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году.
В январе 2000 г. дефицит федерального бюджета, по предварительным оценкам, составил 0,3 млрд. руб. (0,1 % от ВВП). Первичный профицит за январь т.г. составил 4,1% от ВВП. Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета в январе определились отрицательными в размере - 6,5 млрд. руб., внешние источники финансирования составили - 15,1 млрд. руб. Остатки на счетах в банках в январе т.г. уменьшились на 21,9 млрд. руб.
В качестве основной цели бюджетной политики на 2000 г. Министерство финансов Российской Федерации ставит задачу обеспечения сбалансированности, реалистичности и эффективного управления средствами федерального бюджета. Исходя из этой цели, бюджетная политика в 2000 году направлена на решение следующих задач:
- обеспечение бесперебойного и полного исполнения федерального бюджета, снижение уровня кредиторской задолженности;
- ограничение роста государственного долга, принятие необходимых мер для достижения размера первичного профицита федерального бюджета на уровне 3,2% ВВП;
- завершение переговоров о реструктуризации и частичном списании внешнего долга страны, образовавшегося до 1 января 1992 г., обеспечив на этой основе минимальный уровень бюджетного дефицита;
- совершенствование налоговой системы путем оптимизации количества налогов и сборов при одновременном повышении собираемости существующих налогов;
- обеспечение дальнейшего реформирования системы межбюджетных отношений, основанного на принципах разграничения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы, а также совершенствование механизма оказания финансовой помощи регионам;
- установление жесткого казначейского контроля за прохождением бюджетных средств.
Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год" федеральный бюджет на 2000 г. утвержден по доходам в сумме 797,2 млрд. руб. (исходя из объема валового внутреннего продукта в размере 5350,0 млрд. руб. и уровня инфляции 18,0%), по расходам в сумме 855,1 млрд. руб. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 2000 год установлен в сумме 57,9 млрд. руб., или 1,08% ВВП. Первичный профицит определен в размере не менее 3,18 % ВВП.
Ключевой задачей бюджетной стратегии на 2000 г. является обеспечение достаточно высокого уровня первичного профицита федерального бюджета, превышающего объем первичного профицита 1999 г. на 0,78 процентных пунктов ВВП.
В 2000 г. Правительство Российской Федерации продолжит реализацию жесткой бюджетной политики в области государственных заимствований. Приоритетной задачей государства в области управления государственным внешним долгом является оптимизация его структуры, объемов и стоимости обслуживания долга. Выполнение этой задачи предполагает, в первую очередь, восстановление доверия инвестора к государству как первоклассному заемщику.
Проведение умеренной политики по привлечению заимствований и отказ от привлечения средств на финансирование дефицита федерального бюджета в 2000 г., позволит постепенно уменьшить объемы государственного внутреннего долга с 648,3 млрд. руб. на 1 января 2000 г. до 593,2 млрд. руб. на 1 января 2001 г., что позволит продолжить работу по увеличению средневзвешенного периода погашения долга и улучшению сбалансированности федерального бюджета.
Постоянно ведущаяся Министерством финансов Российской Федерации работа по оптимизации и улучшению структуры расходов позволила Правительству добиться сокращения расходов по ряду направлений и уточнить приоритеты, в числе которых в 2000 году:
поэтапное обеспечение повышения уровня заработной платы работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC, в связи с чем предполагается проиндексировать заработную плату указанной категории работников с 1 апреля 2000 г. в 1,2 раза;
укрепление финансовой базы судебной и правоохранительной систем государства путем поэтапной реализации федеральных законов "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О мировых судьях", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре в Российской Федерации";
улучшение материально-технической базы социальной сферы путем совершенствования структуры расходов в области здравоохранения, культуры, образования, средств массовой информации;
погашение части реструктурированной по состоянию на 1 января 1999 г. кредиторской задолженности федеральных органов исполнительной власти и иных прямых получателей средств федерального бюджета и строгий учет всех обязательств, принимаемых получателями бюджетных средств за счет федерального бюджета;
дальнейшее приведение системы финансового обеспечения силовых структур в соответствие с экономическими условиями, совершенствование функциональной деятельности силовых структур путем поэтапного улучшения структуры их расходов;
своевременное обеспечение выплат денежного довольствия, заработной платы личному составу силовых структур, а также пенсионных выплат военным пенсионерам;
обеспечение финансовой базы фискальных органов, начало реализации федеральной целевой программы развития казначейства и на этой основе укрепление финансового контроля, введение жестких санкций за не целевое и незаконное использование государственных средств;
дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений, основывающееся на разграничении расходных полномочий и оценке налогового потенциала федерального центра и субъектов Российской Федерации.
До конца 2000 г. планируется завершить работу по инвентаризации расходных полномочий и внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предполагающие введение жесткой нормы о том, что законодательные и иные нормативные правовые акты, не обеспеченные источниками финансирования в бюджете любого уровня приостанавливают свое действие на текущий финансовый год.
Ассигнования из федерального бюджета, а также внебюджетных фондов на осуществление мероприятий в области социальной политики будут направлены на реализацию мер по развитию и укреплению системы социального обслуживанию населения, обеспечению адресной социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, прежде всего инвалидов, престарелых, малолетних детей.
В целях реализации доктрины развития российской науки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года, и концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. 453, средства федерального бюджета, заложенные в бюджет 2000 г. на поддержку науки гражданского назначения, предусматривается направить, в первую очередь, на финансирование приоритетных направлений научно-технического прогресса, утвержденных решением Правительственной комиссии по научно-технической политике от 21 июня 1996 г. Учитывая, что базисом научно-технического прогресса являются фундаментальные исследования, около половины из указанных ассигнований будет направлено на финансирование фундаментальных исследований, проводимых организациями академического и вузовского секторов в соответствии с утвержденными планами научных работ.
Ассигнования на реализацию мероприятий по здравоохранению сформированы на основе мероприятий, установленных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, которая предусматривает создание более эффективной модели здравоохранения, переход к малозатратным медицинским технологиям без снижения объемов и качества оказываемой медицинской помощи населению России.
Учитывая ограниченность ресурсов федерального бюджета, объем бюджетных ассигнований на государственные инвестиции не вносит кардинальных изменений в направлении реализации федеральной инвестиционной программы на 2000 г. Как и в 1999 г., государственные инвестиции сосредоточатся на объектах непроизводственного назначения, что позволит частично профинансировать капитальные вложения по федеральным целевым программам, связанным с ликвидацией последствий аварий и катастроф, достроить отдельные объекты здравоохранения, науки, культуры, образования. Значительная доля средств будет направлена на переселение граждан из районов Крайнего Севера, в первую очередь, работающих в ликвидируемых организациях и проживающих в закрытых городах, поселках и полярных станциях.
С целью повышения роли государства в инвестиционном процессе и эффективного размещения капитала часть государственных инвестиций будет направлена на возвратной, платной и срочной основе на реализацию экспортно-ориентированных, импортозамещающих и коммерческих быстроокупаемых инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, через Бюджет развития Российской Федерации и Российский банк развития.
Концепция бюджета 2000 г. исходит из необходимости дальнейшего проведения аграрной реформы с учетом многообразия форм хозяйствования, собственности на землю и другие средства производства, завершения перехода к преимущественно экономическим методам управления на основе развития рыночных отношений.
Федеральная политика в области межбюджетных отношений в 2000 г. будет направлена на достижение следующих основных целей:
- создание для региональных и местных органов власти и управления стимулов для поддержки экономического развития территорий, повышения эффективности предоставления бюджетных услуг и качества управления общественными финансами;
- выравнивание необоснованных межрегиональных различий в бюджетной обеспеченности и возможностей по предоставлению бюджетных услуг не ниже гарантированного государством уровня;
- упрочение территориальной целостности государства, предотвращение конфликтов между федеральными, региональными и местными органами власти и управления, обеспечение безусловного соблюдения бюджетами всех уровней своих финансовых обязательств.
Для этого необходимо:
обеспечить реальное равноправие субъектов Российской Федерации в финансовых отношениях с федеральным центром;
законодательно закрепить разграничение расходных полномочий и ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
провести разграничение налоговых полномочий и бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы в соответствии с расходными полномочиями;
завершить переход к объективной и прозрачной системе выравнивания бюджетной обеспеченности регионов;
сформировать целостную нормативно-правовую базу, определяющую единые условия и требования к бюджетному процессу и бюджетной политике субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Начиная с 2000 бюджетного года, финансовая поддержка субъектов Российской Федерации из федерального бюджета будет осуществляться через 3 фонда: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд регионального развития, Фонд развития региональных финансов.
Субъектам Федерации с высокой зависимостью от финансовой помощи из федерального бюджета будет предоставлен статус региона, нуждающегося в поддержке, дающий право на определение объемов финансовой помощи прямым счетом при условии введения более жесткого контроля за исполнением соответствующих бюджетов.
На завершающий этап становления в 2000 г. должна выйти правительственная расчетная система - система казначейского исполнения бюджета, являющаяся основным инструментом повышения эффективности управления государственными финансовыми ресурсами и контроля за расходованием государственных средств.
Планируется осуществить полномасштабный переход к казначейской системе кассового исполнения бюджетов, включающий в себя:
- доведение до федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета через органы федерального казначейства лимитов бюджетных обязательств и осуществление контроля за их исполнением на основе введения системы регистрации контрактов;
- учет финансирования и осуществление расходов всех, включая Министерство обороны Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства;
- контроль органов федерального казначейства за внебюджетными средствами бюджетных организаций;
- расширение круга субъектов Российской Федерации и местных органов власти, кассовое исполнение бюджетов которых осуществляется на договорной основе органами федерального казначейства;
- начало поэтапного перевода кассового исполнения доходов и расходов государственных внебюджетных фондов в органы федерального казначейства.
В рамках реализации задачи по обеспечению управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, а также исходя из необходимости получения в режиме реального времени достоверной и оперативной информации о состоянии государственных финансов, необходимой для принятия управленческих решений, начиная с 2000 г. планируется поэтапное внедрение Единого счета федерального казначейства.
Значимость реализации концепции Единого счета вытекает из тех результатов, которые станут реальными после завершения всех этапов по его созданию:
информация об объемах поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации станет актуальной, поскольку резко увеличивается скорость ее получения;
станет доступной информация о контингенте налогов и сборов, поступающих на территориях субъектов Российской Федерации, а также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней нормативам распределения регулирующих налогов, установленных законодательством;
получение ежедневной информации о движении средств на счетах федерального казначейства, включая операции по кассовому расходу в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета, а также в территориальном разрезе.
Получаемая информация позволит давать объективную оценку об объемах средств, не связанных с обязательствами в каждом текущем периоде, что создает предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых разрывов при исполнении федерального бюджета; появится возможность эффективного управления средствами федерального бюджета, при этом сокращается необходимость в краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках, что в конечном счете приведет к сокращению расходов по обслуживанию и погашению внешнего долга.
Перечисленные преимущества в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за использованием бюджетных средств создадут реальные предпосылки эффективного управления государственными ресурсами.
Основными концептуальными подходами при формировании бюджетных проектировок на период до 2002 года являются:
1. Повышение роли консолидированного бюджета в формировании бюджетной политики государства, в процессе составления и исполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации путем установления четкого разграничения расходных полномочий между тремя уровнями бюджетной системы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты органов местного самоуправления) и на этой основе переход от традиционного равного распределения доходных источников между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации к распределению, обусловленному расходной нагрузкой.
2. Совершенствование налоговой системы.
3. В условиях предельной ограниченности ресурсов государства ревизия и оценка всех имеющихся на сегодняшний день и закрепленных в законодательном порядке не только расходных обязательств федерального бюджета, но и бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Три перечисленных концептуальных подхода к формированию бюджетов любого уровня напрямую связаны с реализацией главного принципа бюджетного планирования - реалистичность бюджета.
В этих условиях на среднесрочную перспективу ставится задача выбора приоритетов бюджетного финансирования, максимально возможное обеспечение социальной защищенности населения в условиях крайне ограниченных ресурсов государства и достижение при этом результативности в использовании бюджетных средств.
Наряду с реализацией мероприятий в бюджетной и налоговой политике в среднесрочной перспективе должно обеспечиваться завершение этапа реформирования бюджетного законодательства и на его основе достижение эффективного и результативного управления государственными финансами.
Главной целью налоговой политики на период до 2002 г. является обеспечение приемлемых как для государства, так и для налогоплательщика условий налогообложения, создание налоговой системы, способной обеспечить государство достаточными финансовыми ресурсами.
При оценке доходной базы федерального бюджета на среднесрочную перспективу учтена необходимость продолжения налоговой реформы, целью которой должно явиться создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности. В рамках выполнения этой задачи предполагается:
упрощение системы и изменение структуры налогообложения;
предоставление субъектам Российской Федерации самостоятельных налоговых источников;
дальнейшее выравнивание условий налогообложения, сокращение налоговых льгот при одновременном снижении отдельных налоговых ставок;
повышение ответственности за уклонение от налогообложения или сокрытие фактических доходов, разработка комплекса мер по стимулированию отказа предпринимателей от теневой экономической деятельности;
усиление внимания контролирующих органов за уплатой налогов в ключевых сферах экономики.
Все эти меры будут способствовать решению проблемы наполнения доходной части бюджетов всех уровней за счет расширения налогооблагаемой базы, повышения уровня собираемости налоговых доходов при одновременном облегчении налогового бремени для товаропроизводителей.
Для решения указанных выше задач потребуется корректировка налоговых преобразований с учетом имеющегося опыта проведения налоговой реформы, что необходимо учесть при завершении работы над частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, принятие которой в целом необходимо обеспечить до конца 2000 г. Чем быстрее будет завершена эта работа и обеспечена на несколько лет вперед неизменность налогового законодательства, тем благоприятней будет инвестиционный климат в России, тем быстрее будут сформированы условия для экономического роста.
При завершении работы над частью второй Налогового кодекса Российской Федерации предполагается исходить из необходимости снижения налогового бремени на реальный сектор экономики и его перераспределения в сторону потребления, что позволит обеспечить создание благоприятных налоговых условий для активизации хозяйственной деятельности предприятий и, следовательно, для привлечения инвестиций в производство. Одновременно перенос налоговой нагрузки на потребление будет способствовать не только укреплению финансового положения реального сектора экономики, но и обеспечит более стабильное поступление платежей в бюджетную систему, так как именно в этой сфере, наиболее приближенной к конечному потребителю, сосредоточены основные финансовые ресурсы многих секторов экономики.
Основным направлением в работе по формированию федерального бюджета в 2000 г. и на среднесрочную перспективу необходимо считать разработку и осуществление мер по наполнению доходной базы бюджетной системы. В этой связи первостепенная задача состоит в повышении денежной составляющей в хозяйственных расчетах и обеспечении на этой основе роста налоговых доходов федерального бюджета.
В целях снижения неплатежей в целом и, в том числе в бюджетную систему, предполагается принять меры по усовершенствованию механизма реструктуризации задолженности по платежам в бюджет (в том числе в части отделения основного долга от накопленных сумм штрафов, пеней и санкций), а также по устранению причин, влияющих на состояние текущих платежей и образование новой задолженности. При неисполнении предприятиями и организациями своих налоговых обязательств необходимо более широкое применение механизма обращения взыскания на имущество, а также процедуры банкротства.
Немаловажным резервом дополнительных источников доходов федерального бюджета является процесс совершенствования управления государственной собственностью. Задача завершения инвентаризации всего государственного имущества позволит четко определить только те объекты из них, которые необходимы для осуществления конституционных функций государства и удовлетворения жизненно важных потребностей общества. Это одновременно и снизит нагрузку на расходную часть бюджета. Вместе с тем, государственный сектор экономики должен не только сам динамично развиваться, принося прибыль или дивиденды, но и активно влиять на развитие других сфер деятельности.
В основу прогнозов объема доходов консолидированного и федерального бюджетов на период 2001-2002 гг. положены основные показатели развития экономики Российской Федерации на этот период, ожидаемая оценка по поступлению налоговых и других обязательных платежей в бюджетную систему в 2000 г. с учетом мер по привлечению дополнительных финансовых ресурсов.
Объемы доходов бюджетной системы и федерального бюджета на 2001-2002 гг. подлежат соответствующему уточнению после завершения доработки части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Общая сумма доходов консолидированного бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов, рассчитанная в условиях действующего налогового законодательства, прогнозируется на 2001 г. - в сумме 1818,7 млрд. руб., на 2002 г. - в сумме 2091,5 млрд. руб.
В среднесрочной перспективе одной из задач бюджетной политики является снижение удельного веса государственного долга в ВВП, для чего необходимо минимизировать государственные заимствования, уменьшить стоимость заемных средств, предусмотреть размер первичного профицита федерального бюджета на уровне не менее 3,0% ВВП.
Планируемая на 2000 г. долговая программа позволит к 2002 г. практически в два раза снизить расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга. При минимизации заимствований произойдет постепенное уменьшение объемов государственного внутреннего долга (так, если на 1 января 2001 г. он составит около 460 млрд. руб., то на 1 января 2003 г. - порядка 400 млрд. рублей).
Таким образом, Правительство России намерено строить диалог с кредиторами, исходя из задачи добиться глубокой реструктуризации всех платежей по долгу бывшего СССР. При этом речь идет о платежах по всему накопленному долгу бывшего СССР, а не только по той его части, которая уже была реструктуризирована на основе существующих соглашений с Парижским клубом официальных кредиторов и другими кредиторами. Предстоит получить согласие кредиторов на практически полную капитализацию всех платежей, включая 80% от начисляемых сумм процентов за отсрочку.
Основными принципами построения расходной части федерального бюджета на среднесрочную перспективу будут:
- обоснованность планируемых затрат, отказ от установления жестких удельных показателей расходов федерального бюджета в привязке к макроэкономическим показателям или основным параметрам федерального бюджета;
- четкий выбор приоритетов в финансировании с целью достижения реальных результатов деятельности бюджетных отраслей;
- улучшение структуры бюджетных расходов путем отказа от неэффективной государственной поддержки и "традиционности" многолетнего ежегодного финансирования;
- реализация мероприятий Программы экономии государственных расходов.