АВ 2000г. Выпуск 14 О перспективах социально-экономического развития Российской Федерации в 2000 году и на период до 2002 года
Рекомендации парламентских слушаний
Заслушав и обсудив доклады Минэкономики России, Минфина России, Центрального банка Российской Федерации, Отделения экономики РАН, ученых и специалистов, принявших участие в слушаниях, Комитет по экономической политике и предпринимательству констатирует следующие особенности сложившихся тенденций социально-экономического развития и характеристики представленного Министерством экономики Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 г. и уточненные параметры прогноза на период до 2002 г. (далее - Прогноз):
1. Рост производства, начавшийся после финансового краха в августе 1998 г., в 1999 г. характеризовался следующими параметрами прироста продукции: реальный объем ВВП - 3,2 %, выпуск продукции и услуг в базовых отраслях - 5,2 %, объем произведенной промышленной продукции - 8,1 %, коммерческий грузооборот предприятий транспорта - 5,2 %; наблюдался значительный рост собираемости налогов в федеральный бюджет.
При этом, если в начальный период посткризисного оживления производства с октября 1998 г. по март 1999 г. среднемесячные темпы прироста промышленного производства составили 3,25 %, то с апреля темпы роста промышленного производства пошли на спад, в июле они стали отрицательными и во второй половине года составили около 0,7 %. По данным Госкомстата, начиная с апреля и до конца 1999 г. среднемесячный индекс роста производства снизился по сравнению с начальным периодом роста в 5 раз - до 0,6 %. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН, среднемесячный темп прироста производства промышленной продукции с учетом устранения сезонности снизился до 1,4 % во втором квартале, до 0,1 % в третьем квартале и до 0,3 % в четвертом квартале. При этом, по показателю официально учитываемой деятельности в четвертом квартале зафиксирован спад с темпом - 0,3 %.
Фактически с середины 1999 г. произошла стабилизация объема промышленного производства на уровне, превышающем точку последнего предкризисного максимума на 2,5 %.
2. Правительство Российской Федерации рассматривает два возможных варианта Прогноза на 2000 г. и на период до 2002 г.
Первый (базовый) вариант Прогноза исходит из исчерпывающего выполнения Россией и ее кредиторами достигнутых договоренностей, а также предполагает возможность реализации благоприятных условий для последовательного и неуклонного выполнения программы структурных преобразований в российской экономике, максимальное использование факторов экономического роста, сохранение выгодной для России внешнеэкономической конъюнктуры, в т.ч. достаточно высоких цен на нефть.
Второй вариант Прогноза на 2000 г. учитывает факторы, которые могут осложнить экономическую ситуацию: недостаточное снижение долговой нагрузки в результате переговорных процессов с международными финансовыми организациями и клубами кредиторов в части реструктуризации, частичного списания внешних долговых обязательств и предоставления дополнительных кредитов; более медленное выполнение программы структурных преобразований экономики; возможное ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры (особенно в части цен на энергоносители), снижение инвестиционного спроса и более низкая динамика иностранных инвестиций, вызванных действием факторов социально-политического характера.
При всей значимости влияния внешнеэкономической конъюнктуры на динамику внутреннего производства столь существенные различия в макроэкономических показателях по первому и второму варианту представляются необоснованными.
Сведение основных факторов, определяющих динамику макроэкономических показателей, к внешнеэкономической конъюнктуре и исполнению нераскрытой в Прогнозе программе структурной перестройки экономики при игнорировании влияния различных подходов к проведению макроэкономической политики (прежде всего, ее денежно-кредитной, инвестиционной и налогово-бюджетной составляющих) представляется опасным упрощением.
В действительности, как следует из теории и подтверждается опытом недавнего бурного оживления производства, решающим фактором экономической динамики сегодня остается состояние макроэкономических условий (уровня процентных ставок, ценовых пропорций, величины обменного курса рубля, механизмов рефинансирования экономической активности, жесткости валютного контроля и пр.), определяющих рентабельность и финансовое положение производственной сферы. Трехкратная девальвация рубля в сочетании с активной политикой государства по расширению денежного предложения при удержании низких процентных ставок, фактическому "замораживанию" цен на энергоносители и услуги естественных монополий, усилению валютного контроля с целью сокращения вывоза капитала, формированию каналов рефинансирования производственной деятельности (переучет векселей производственных предприятий) предопределили быстрый рост производства в конце 1998 - первой половине 1999 г. Соответственно прекращение этой политики и демонтаж инструментов поддержки экономического роста с середины прошлого года повлекли резкое замедление темпов роста производства и фактическое возобновление экономической депрессии.
Из этого следует необходимость разработки альтернативных вариантов прогноза социально-экономического развития страны не только в зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, но и, прежде всего, в зависимости от выбираемых направлений экономической политики. Так, инерционный прогноз, разработанный Институтом экономики исходя из предположения отсутствия мер активного стимулирования экономического роста и продолжения прежней пассивной политики невмешательства государства в управление экономическим развитием, свидетельствует о вероятном срыве экономики в депрессию.
Весьма пессимистичны оценки вероятных темпов роста производства в текущем году и по прогнозу Центра экономической конъюнктуры при Правительстве России, составленного исходя из гипотезы продолжения сложившихся тенденций.
Таким образом, проработка вероятных тенденций развития экономики в Прогнозе Минэкономики России представляется недостаточной. Она должна быть дополнена сценариями социально-экономического развития при разных направлениях экономической политики государства. В частности, представляется целесообразным разработка инерционного Прогноза (при сохранении пассивного отношения государства к управлению развитием экономики), а также прогноза ожидаемых результатов при активной политике стимулирования роста производства и инвестиций.
3. В обоих вариантах Прогноза не достигается провозглашенная Правительством Российской Федерации главная цель экономического развития страны - обеспечение реального и устойчивого роста уровня жизни населения. На низком уровне остаются реальные располагаемые доходы населения. По итогам 1999 г. они снизились на 15 % , а на 2000 г. их рост прогнозируется на 2-4 % (2001-2002 гг. - 5-6 %), что совершенно недостаточно для исправления ситуации в данной области. Параметры социального развития, предложенные Прогнозом, показывают сохранение высокой доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (2002 г. - 30 %). В то время, как средний размер пенсий в 2002 г. прогнозируется увеличить до 950 руб. в месяц, величина прожиточного минимума на душу населения в 2002 г. достигнет по первому варианту Прогноза 1350 руб., а по второму - 1540 руб.
Согласно Прогнозу денежные доходы на душу населения и среднемесячная номинальная заработная плата возрастут в 2000 г. по сравнению с 1997 г. в 2 раза при росте потребительских цен за этот же период в 3,1 раза. Соответственно, реально располагаемые денежные доходы населения составят лишь 70 % к уровню 1997 г. На неприемлемо высоком уровне сохраняется уровень безработицы.
4. Параметры Прогноза не сбалансированы между собой и содержат ряд противоречий. Так, прирост промышленного производства по первому варианту прогноза в 2000 г. ожидается 4-5 %, что должно быть обеспечено как приростом внутреннего платежеспособного спроса, так и импортозамещением. Однако, согласно тому же прогнозу реальные денежные доходы населения возрастут в 2000 г. всего на 2 %, объем инвестиций в основной капитал - на 2 %, объем розничного товарооборота на 2 %, а импорт - на 3,5 % - 9 %. Во втором варианте Прогноза, несмотря на уменьшение показателей прироста ВВП и объема промышленного производства в 2-3 раза, рост среднемесячной заработной платы оказывается в реальном выражении выше, чем по первому (целевому) варианту.
5. Представленный Прогноз не содержит описания конкретных мер экономической политики, планируемых Правительством и Центральным банком. В нем лишь перечисляются в самом общем виде отдельные направления планируемых действий Правительства без раскрытия их реального содержания. В частности, не раскрывается содержание программы структурных преобразований, нет характеристики мер по созданию условий для развития экономически эффективных производств и реального сектора в целом, повышению конкурентоспособности российской экономики, решению проблемы неплатежей, бартера и пополнения оборотных средств предприятий, усилению инвестиционной активности в реальном секторе экономики. Поэтому содержащееся в Прогнозе утверждение о том, что осуществление этих мер приведет к оживлению производства, снижению инфляции, нормализации денежного обращения, увеличению доходов бюджета и, в конечном итоге, к стабилизации и повышению уровня жизни населения, позволит создать условия, обеспечивающие достижение принятых показателей и параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 г. и на период до 2002 г. представляется голословным, так как не ясно о каких конкретно мерах идет речь.
Прогноз не содержит необходимых мер по оздоровлению денежного обращения и улучшению макроэкономического климата. В нем не предусматривается системы мер по улучшению финансового положения производственной сферы, переориентации банковской системы на его кредитование, повышению инвестиционной активности. Положения о вытеснении неплатежей и бартера не подкреплены необходимыми мерами по изменению денежно-кредитной политики. Констатация необходимости стимулирования инновационной активности не подтверждается необходимым для этого кардинальным повышением бюджетного финансирования науки и поддержки НТП. Постановка задач повышения конкурентоспособности российской экономики дается без указания необходимых для этого мер стимулирования экспорта и защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. В планируемых институциональных преобразованиях не содержится необходимых для перехода к устойчивому экономическому росту мер по формированию Банка развития, развертыванию других институтов развития, реструктуризации банковской системы и созданию каналов притока капитала в развитие производства, жизнеспособных форм производственно-технологической и финансово-промышленной интеграции, стимулированию роста конкурентоспособных структур. Нет и четкой системы приоритетов структурной политики государства, промышленной и научно-технической политики. Отсутствует мониторинг угроз экономической безопасности страны и, соответственно, система мер по их нейтрализации.
В дополнительном обосновании нуждается план мер по стимулированию инвестиционной активности. Согласно целевому варианту Прогноза рост инвестиций в основной капитал ожидается в 2000 г. в размере 2-5 % (2001 г. - 5,0-7,0 %; 2002 г. - 7,0-9,0 %), что совершенно недостаточно для восстановления в ключевых отраслях экономики объемов инвестиций до уровня, достаточного для активного обновления физически изношенного и обесцененного кризисом основного капитала.
При этом, рост инвестиций в основной капитал будет в основном происходить за счет собственных средств предприятий и прямых иностранных инвестиций. Доля же средств федерального бюджета в общих источниках финансирования прогнозируется в 2001-2002 гг. только на уровне 3,5 %. Кроме того, Прогноз не предусматривает возможность погашения накопленной за предыдущие годы кредиторской задолженности по государственным инвестициям, а она весьма значительна, учитывая тот факт, что госинвестиции финансировались практически по остаточному принципу.
Таким образом, реальных действенных мер со стороны Правительства по повышению уровня инвестиционной активности в Прогнозе не предусматривается. Нет также необходимых мер по переориентации банковской системы на производственные инвестиции, и по формированию реальных механизмов трансформации сбережений в инвестиции. Прогноз не предусматривает мер по прекращению незаконного оттока капитала, вовлечению свободных денежных ресурсов населения и финансовой сферы в инвестиционные процессы.
Без устранения перечисленных недостатков и пробелов, представленный Прогноз не может рассматриваться в качестве обоснованного ориентира будущего социально-экономического развития.
6. Ряд положений Прогноза вызывает серьезные сомнения и нуждается в пересмотре. Это, в частности, относится к закреплению тенденций отставания в уровне и темпах экономического роста восточных регионов страны, сохранению хорошо известного канала увода прибылей наиболее рентабельных отраслей от налогов через толлинг, увязыванию вопросов приватизации государственного имущества с понятием ликвидности предприятий.
Определенные сомнения вызывают и содержащиеся в Прогнозе параметры социально-экономического развития. Прежде всего это касается показателей уровня жизни населения, который в среднесрочной перспективе практически стабилизируется на нынешнем крайне низком уровне, что противоречит продекларированной в Прогнозе главной цели экономического развития. Чрезмерно высоким остается уровень безработицы.
Едва ли можно согласиться с почти двукратным снижением темпов экономического роста, прогнозируемых в 2000-2002 гг. по сравнению с динамикой ВВП и продукции промышленности в 1999 г. Сохранение крайне низкой (на уровне 1/3) загруженности производственных мощностей, неорганизованности большей части сбережений, незадействованного в производстве научного потенциала, невоволеченности в производственный оборот значительной части природных ресурсов свидетельствует о наличии немалых возможностей экономического роста, неучитываемых в Прогнозе. Отсутствие мер по реализации этих возможностей является серьезным недостатком Прогноза, так как за пределами 2002 г. значительная часть имеющихся сегодня незадействованных производственных ресурсов будет безвозвратно утрачена вследствие неизбежной лавины выбытия устаревающих производственных мощностей и старения квалифицированных кадров. Поэтому отсутствие необходимых мер по вовлечению простаивающего научно-производственного потенциала в экономический оборот будет означать необратимое ухудшение будущих возможностей (вплоть до двукратного сокращения производственных мощностей через 5-7 лет по сравнению с дореформенным уровнем), углубляющееся по мере его старения.
На основе вышеизложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству считает необходимым принять следующие рекомендации по обеспечению политики экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
1. В целях повышения эффективности планирования экономической политики государства:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
пересмотреть Прогноз исходя из различных сценариев экономической политики, включая инерционный вариант и вариант максимально полного использования имеющихся ресурсов для достижения возможно более высоких темпов роста производства и доходов населения;
определить приоритеты социально-экономического развития страны, структурной, промышленной и научно-технической политики, разработать адекватные меры по их реализации;
реализовать комплексный подход к прогнозированию социально-экономического развития страны, включающий наряду с постановкой целей и макроэкономических ориентиров полный набор необходимых для их достижения мер экономической политики государства;
обеспечить повышение роли институтов социального партнерства, усиление роли трехсторонних комиссий в формировании целей и задач социально-экономического развития страны, участие крупных корпоративных структур в планировании экономической политики и ответственности за осуществление ее целей.
Рекомендовать Государственной Думе:
ускорить принятие Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
принять необходимые законодательные нормы для обеспечения эффективной работы институтов социального партнерства, социальной ответственности бизнеса и государства за достижение согласованных целей экономической политики.
2. В целях оздоровления системы денежного обращения, преодоления платежного кризиса и улучшения финансового положения производственной сферы, обеспечения роста производства и инвестиций:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации:
перейти к гибкому планированию политики денежного предложения через регулирование процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, при одновременном ужесточении валютного контроля;
принять меры по снижению процентных ставок до уровня, обеспечивающего возможности кредитования и инвестиций в развитие производственной сферы;
увязать реструктуризацию банковской системы с ее переориентацией на кредитование и инвестирование производственной сферы, предусмотрев укрепление ресурсной базы банков, наращивание их капитала, снижение ставки резервирования для банков, кредитующих реальный сектор, сформировать систему опорных коммерческих банков, контролируемых государством и специализирующихся на обслуживании соответствующих направлений и отраслей производственной деятельности, включая Банк развития;
создать систему государственных гарантий по рублевым банковским вкладам;
упорядочить вексельное обращение путем введения института первоклассных заемщиков на основе создания информационной системы оценки эмитентов векселей, и организаций переучета их векселей Центробанком;
организовать расчетные палаты в целях организации клиринговых расчетов между предприятиями;
создать правовые и организационные условия для обращения залоговых обязательств;
ускорить проведение реструктуризации задолженности крупных предприятий в ценные бумаги и векселя, а также ввести в практику продажу просроченной задолженности;
активизировать меры по сужению сферы расчетов наличными деньгами, стимулировать электронизацию системы расчетов, расширить использование современных расчетных инструментов;
прекратить нелегальный вывоз капитала, обеспечив строгое соблюдение ограничений на приобретение иностранной валюты исключительно на цели оплаты импортных контрактов и других разрешенных законом текущих операций на основе введения солидарной ответственности коммерческих банков за соблюдение норм валютного контроля их клиентами, ужесточения государственного контроля за участниками внешнеэкономической деятельности;
принять меры по повышению устойчивости рубля, установив законодательные ограничения и предварительное декларирование операции по приобретению иностранной валюты в целях вывоза капитала за полгода до их проведения, стимулировать дедолларизацию внутреннего рынка и расширение практики использования рубля во внешнеторговых расчетах, а также в качестве резервной валюты в СНГ.
Рекомендовать Государственной Думе:
ускорить принятие законов, направленных на прекращение нелегального вывоза капитала;
принять новую редакцию закона о Центральном банке в целях уточнения и упорядочивания его функций, повышения ответственности за состояние денежного обращения, обеспечения эффективности денежно-кредитной политики;
провести рационализацию налоговой системы, предусмотрев снижение налогового бремени на производственную деятельность, на труд, на инвестиции, а также упрощение налоговых процедур при усилении ответственности за уплату налогов и целевое использование амортизационных средств и инвестиционных налоговых кредитов;
ускорить принятие закона о складских свидетельствах;
ускорить принятие законов, регулирующих работу инвестиционных и пенсионных фондов, кредитных организаций, институтов развития;
ускорить формирование нормативно-правовой базы, способствующей развитию ипотечного кредитования.
3. В целях обеспечения добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей, устранения ценовых диспропорций, угнетающих экономический рост:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
повысить эффективность антимонопольной политики и государственного регулирования цен в высокомонополизированных отраслях экономики и торговле, пересмотреть принципы формирования тарифов на электроэнергию, природный газ, услуги связи, железнодорожного транспорта с применением нормативов затрат в целях устранения неоправданного завышения издержек и цен;
кардинально повысить эффективность работы федеральных органов контроля за естественными монополиями, обеспечив выравнивание тарифов на продукцию естественных монополий в региональном разрезе, кардинальное снижение территориальной дифференциации тарифов;
организовать снижение тарифов на электроэнергию и услуги транспорта, на основе соглашений между энергетиками, транспортниками и потребителями их продукции о своевременной оплате поставок под гарантии федеральных и региональных властей;
снизить акцизы на энергоносители с заменой выпадающих доходов бюджета экспортными пошлинами или другими инструментами перераспределения налоговой нагрузки с внутреннего потребления на экспорт сырья;
гарантировать введение санкций за незаконные картельные соглашения, а также другие формы сговора в целях контроля за рынком, ограничения доступа на рынок и завышения цен, обеспечить пресечение деятельности организованных преступных групп, пытающихся ограничить доступ на рынок или установить контроль за рынком и товаропроводящей сетью;
привести механизмы и технологии контроля за качеством импортных товаров в соответствие со стандартами, действующими для отечественных товаропроизводителей.
Рекомендовать Государственная Думе:
принять закон о ценообразовании и ценовой политике, предусматривающий установление форм и механизмов государственного контроля за ценами, установление ответственности за ценовую дискриминацию, фальсификацию качества товаров и др. формы недобросовестной ценовой конкуренции;
отменить налоговые санкции за продажу товаров по ценам ниже себестоимости;
ускорить принятие законов, усиливающих ответственность хозяйствующих субъектов за соблюдение государственной дисциплины цен.
4. В целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров и повышения эффективности государственного регулирования внешней торговли:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
приступить к активному применению защитных мер против недобросовестной конкуренции со стороны импортеров в соответствии с Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами";
привести импортный тариф в соответствии с целями роста производства отечественных товаров и формирования конкурентоспособных производств, а также активизации имеющегося производственного потенциала;
с целью выравнивания условий конкуренции на внутреннем рынке по отношению к товарам, экспорт которых в Россию субсидируется соответствующими государствами, применять компенсационные таможенные пошлины, в том числе в отношении импорта продовольственных товаров;
прекратить практику предоставления льгот по уплате импортных пошлин и налогов, в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, подакцизных товаров;
прекратить предоставление государственных гарантий иностранным кредиторам под ввоз импортного оборудования, аналоги которого производятся в России;
развернуть систему стимулирования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет резкого расширения практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;
ужесточить контроль за качеством импортируемых товаров, прекратив делегирование функций государственного контроля качества иностранным организациям и грантировав недопущение каких-либо льгот импортерам в данной области.
5. В целях преодоления бюджетного кризиса путем существенного увеличение доходов, не связанных с налогообложением производственной деятельности:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Государственной Думе в целях повышения доходов бюджета:
кардинально усилить государственный контроль за налогообложением предприятий топливно-энергетического, металлургического и химического комплексов, обеспечить максимально полное изъятие природной ренты с месторождений природных ресурсов в доход государственного бюджета;
ввести реальную государственную монополию на оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции через казенные предприятия, продлить временное прекращение импорта этилового спирта, распространить акциз на все виды спирта с последующей его компенсацией потребителям технического спирта;
законодательно установить перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета, предусмотрев эффективный контроль за порядком ее формирования, обоснованностью образования им фондов, относимых на расходы и накопление средств, получаемых в результате коммерческой деятельности;
перейти к вмененному налогу на мелкие и средние торговые и посреднические фирмы;
повысить налог на валютообменные операции;
активизировать меры по возврату ранее предоставленных СССР и Россией кредитов другим странам;
повысить эффективность использования государственной собственности, обеспечив перечисление дивидендов по акциям предприятий и банков, находящихся в государственной собственности, в бюджет;
отменить режимы импорта, предусматривающие льготы по оплате таможенных пошлин, включая режимы временного ввоза;
повысить роль экспортного тарифа на вывоз природного газа, сырой нефти, цветных металлов и других высокоэффективных сырьевых товаров;
усилить государственный контроль за вывозом природного газа вплоть до введения госмонополии на этот вид деятельности;
ввести процедуру легализации сокрытого капитала путем уплаты их владельцами подоходного налога с рыночной капитализации активов, приобретенных неизвестным способом.
6. В целях повышения эффективности управления бюджетом:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Государственная Думе:
для устранения возможностей произвольного секвестирования бюджета восстановить кредиты Центрального банка на финансирование кассовых разрывов в доходах и расходах федерального бюджета в пределах бюджетного года и установленных лимитов роста денежной базы;
обеспечить погашение задолженности федерального бюджета по зарплате работникам бюджетной сферы и оборонных предприятий, исполнение Бюджета развития в части предоставления государственных гарантий под инвестиционные кредиты, выполнение государственной инвестиционной программы, при необходимости привлекая для этих целей кредиты Центрального банка;
гарантировать исполнение норм бюджетного законодательства, предусматривающих меры по оздоровлению финансового положения предприятий оборонной промышленности, списанию задолженности производственных предприятий по налогам, образовавшейся вследствие невыполнения Правительством своих обязательств;
обеспечить перевод в Федеральное казначейство обслуживание всех государственных внебюджетных фондов;
гарантировать неукоснительное соблюдение установленного законом требования в отношении пропорционального сокращения всех расходов при недостатке доходов, включая расходы на обслуживание государственного долга;
перейти к программно-целевой технологии формирования расходной части федерального бюджета на основе законодательно установленных нормативов;
усилить административную и уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, нарушение законодательства о федеральном бюджете, предоставление не предусмотренных законодательством льгот по налогам и другим обязательным платежам.
7. В целях повышения эффективности управления государственной собственностью:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
гарантировать голосование государственным пакетом акций на собрании акционеров только уполномоченными представителями государства;
добиваться утверждения представителей государства в должности председателей совета директоров и генеральных директоров крупных акционерных обществ, которые имеют важное значение для экономики России и доля государства в уставном капитале которых превышает 25 %;
завершить в течение 2000 г. работу по реорганизации предприятий оборонной промышленности в казенные предприятия и акционерные общества, предусмотрев списание или погашение задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа;
провести инвентаризацию и рационализацию состава мобилизационных мощностей, разрешив предприятиям оборонного комплекса реализовать излишние основные средства;
ввести централизованный контроль за расходами предприятий, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 %, включая РАО ЕЭС, Газпром, Связьинвест, предприятия МПС и др.
провести инвентаризацию исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с отменой сделок, по которым обязательства не выполнены;
провести инвентаризацию отношений недропользования, обеспечив отзыв лицензий на разработку месторождений природных ресурсов у организаций, не имеющих собственного или привлеченного капитала для их освоения, а также нарушающих соглашения о разделе продукции с последующим предоставлением лицензий на конкурсной основе под обеспеченные обязательства инвесторов;
обеспечить равные права государства с правами конкурсных кредиторов при принятии решений о реализации процедур банкротства предприятий;
ограничить приватизацию государственного имущества целями повышении эффективности управления предприятиями, определив границы процесса разгосударствления в долгосрочной перспективе.
8. В целях создания условий для повышения эффективности производственных предприятий:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
стимулировать развитие системы рыночной оценки основных фондов предприятий, формирование сети экспертных организаций, имеющих право проводить оценку основных фондов;
содействовать информационной "прозрачности" предприятий, обеспечить проведение реформы бухгалтерского учета с ориентацией на международные стандарты;
ужесточить ответственность менеджеров за эффективное управление предприятиями перед их акционерами, трудовыми коллективами, государством, создать комплексную программу по защите прав акционеров на государственном уровне, предусмотрев в ней, в частности, соучредительство государства в независимых регистраторах;
стимулировать реформирование предприятий в целях повышения их эффективности путем реструктуризация задолженности по платежам в федеральный бюджет, осуществления инвестиционных проектов конверсии оборонных предприятий из средств Государственного фонда конверсии, предоставления гарантий под привлечение инвестиций в рамках Бюджета развития;
в целях создания условий для интеграции финансового капитала, торгово-сбытовых сетей, производственного и научно-технического потенциала в высокоэффективные корпоративные структуры предусмотреть устранение необоснованных ограничений на взаимное участие в собственности финансовых и производственных структур, слияние и объединение производственных предприятий, научно-исследовательских, торговых и финансовых организаций, стимулировать вертикальную интеграцию смежных предприятий и организаций, становление финансово-промышленных групп, способных к самостоятельному выживанию в условиях внутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции.
Рекомендовать Государственной Думе:
ускорить принятие необходимых изменений в законодательство об акционерных обществах, предусматривающих усиление ответственности менеджеров за управление предприятиями;
внести необходимые изменения в антимонопольное законодательство, устраняющее барьеры для вертикальной интеграции смежных предприятий, производственных, научно-технических, финансовых и торговых структур;
предусмотреть формы реорганизации государственных предприятий и акционерных обществ с контрольными государственными пакетами акций в вертикально-интегрированные структуры;
ввести полный перечень отраслей и сфер и деятельности, в которых ограничивается участие иностранных субъектов в капитале стратегически значимых для России предприятий;
законодательно предусмотреть участие представителей трудовых коллективов и мелких акционеров в органах управления акционерными обществами, в том числе крупными приватизированными предприятиями;
устранить ограничения на численность акционеров закрытых акционерных обществ.
9. В целях перехода к активной политике развития, включая ее научно-техническую, промышленную, инвестиционную, составляющие:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ввести процедуры выбора приоритетов технико-экономического развития исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста и национальных конкурентных преимуществ, обеспечить их реализацию посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства;
стимулировать повышение конечного спроса на отечественные товары путем введения централизованного контроля за закупками оборудования для государственных нужд, а также для контролируемых государством предприятий, прежде всего - естественных монополий, с целью их ориентации на закупки отечественного оборудования, установление требований по закупке отечественного оборудования инвесторами, осваивающими месторождения природных ресурсов на условиях соглашений о разделе продукции или концессий, а также осуществления установленного законом восстановления сбережений граждан в форме товаров и услуг отечественного производства;
обеспечить повышение государственных расходов на стимулирование НТП и проведение НИОКР до законодательно установленных норм, предусмотрев приоритетность государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности, формирование механизма передачи технологий из военного в гражданское производство, организовав выявление и поддержку развития технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке;
в целях стимулирования инновационной активности перейти к учету затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, предусмотрев их освобождение от налогообложения;
организовать субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки на внутреннем рынке и за рубежом;
обеспечить сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательской деятельности.
10. Обеспечить реальную социальную ориентацию экономической политики:
Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Государственной Думе:
выработать новые подходы к оплате труда, предусмотрев опережающий рост оплаты труда по сравнению с ростом производства, сократить разрыв в оплате труда работников различных отраслей производства, выполняющих сходные функции;
поэтапно привести тарифную сетку для работников бюджетной сферы в соответствие со средними заработками трудящихся отраслей материального производства;
ужесточить ответственность работодателей за своевременную выплату заработной платы, соблюдение условий трудовых соглашений и коллективных договоров, установить приоритетность платежей по зарплате и привязанным к ней отчислениям при проведении взаиморасчетов по просроченным платежам;
обеспечить повышение занятости населения путем совершенствования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры работающих в увязке с реализацией комплексной программы создания и сохранения рабочих мест, создания эффективных механизмов содействия высвобождаемым работникам и безработным в трудоустройстве, поддержки самозанятости социально уязвимых групп населения;
предусмотреть своевременную индексацию оплаты труда и пенсий по мере их инфляционного обесценения, перейти к исчислению минимальной оплаты труда исходя из прожиточного минимума;
установить политическую ответственность Правительства за выполнение своих обязанностей по обеспечению роста уровня и качества жизни населения, соблюдение трехсторонних соглашений;
при формировании государственного бюджета и мер государственной экономической политики исходить из необходимости выполнения установленных законами социальных стандартов и нормативов, не допускать дискриминации населения и социальной сферы при исполнении бюджета по сравнению с другими бюджетополучателями.