АВ 2000г. Выпуск 10 Государственные краткосрочные облигации (ГКО): уроки прошлого и возможности в будущем
Немного теории
Многие страны, испытывая недостаток финансовых ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, прибегают к заимствованиям на внутреннем и внешних денежных рынках. Эти заимствования обычно осуществляются в виде выпуска (эмиссии) государственных обязательств (облигаций, векселей, казначейских билетов и других), которые размещаются (продаются) как резидентам (т.е. юридическим и физическим лицам данной страны), так и, возможно, нерезидентам (т.е. иностранным компаниям и гражданам). В первом случае речь идет о внутренней задолженности, во втором - о внешней. Доход по этим обязательствам государства (ради чего их покупают) выплачивается в виде процента или купона (постоянного, твердо зафиксированного или переменного), либо в виде разницы между ценой, по которой эти облигации продаются, и ценой (более высокой), по которой они через определенный срок погашаются (в соответствии с их нарицательной стоимостью). В российской практике второй вариант относится к Государственным краткосрочным облигациям (ГКО), а первый к Облигациям Федерального займа (ОФЗ).
Так складывается система государственного долга, характерная ныне для подавляющего большинства стран: и развитых, и развивающихся, и стран с переходной экономикой.
Однако, экономическое значение и экономические последствия этого долга и его роста для разных стран существенно различны. В развитых странах с устойчиво растущей экономикой накопление государственной задолженности происходит в условиях опережающего роста валового внутреннего продукта (ВВП), который создает реальный источник для обслуживания этой задолженности (т.е. выплаты процентов и погашения основной суммы долга), а также для дальнейшего развития (в виде производительных инвестиций). Мало того, некоторые направления при использовании заимствованных государством средств могут способствовать этому развитию.
Показателем такой ситуации служит соотношение между уровнем процента по государственному долгу и темпами роста ВВП (и то, и другое в реальном выражении, т.е. с поправкой на инфляцию), при котором темпы экономического роста устойчиво превышают величину процента. Так, например, обстоит дело в США. В этих условиях полное погашение государственной задолженности может откладываться - без ущерба для экономики - на неопределенное будущее.
Напротив, во многих менее развитых странах и странах с переходной экономикой наблюдается прямо противоположная ситуация. Здесь темпы роста ВВП (если он вообще имеется) оказываются ниже (нередко значительно ниже), чем реальный процент и его рост: в условиях экономического застоя или слабого роста иначе невозможно привлечь инвесторов. В этих условиях дефицитное финансирование бюджета при помощи государственного долга не может дать долговременного выигрыша. Оно способно принести лишь кратковременный положительный результат за счет потерь в будущем (и для бюджета, и для населения, и для экономики в целом). Этот вариант по существу означает неэффективную растрату, "проедание" экономических ресурсов и неизбежно ведет - раньше или позже - либо к финансированию бюджета и долга за счет денежной эмиссии (т.е. инфляции), либо к отказу (полному или частичному) от принятых государством обязательств (т.е. дефолту). Кстати говоря, обе эти возможности обычно заранее просчитываются потенциальными инвесторами (особенно внешними) и сказываются на их ожиданиях и поведении: по мере приближения к некоторому критическому рубежу это поведение становится все более осторожным, а потому размещение новых выпусков оказывается все более трудным.
К сожалению, события в финансовой сфере России в недавнем прошлом развивались именно по этому сценарию.