АВ 2010г. Выпуск 16 Проблемы образования и практика управления в Российской Федерации
Карабасов Юрий Сергеевич
Депутат Государственной Думы, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию
Я с большим удовольствием сегодня участвую в заседании данного Научно-экспертного совета. И, продолжая выступление Виктора Мееровича Полтеровича, хотел сказать, что прозвучавшие замечания поддерживаются абсолютным большинством тех, кто уже познакомился с этим документом. Документ действительно огромный. Трудно вообще воспринимается просто так слёту. Он требует огромной детальной работы.
Я должен сказать, что сейчас самое время высказаться. Очень хорошо, что в таком "сыром" виде документ показали общественности. Это ещё не законопроект, это материалы рабочей группы. Рабочая группа утверждена решением Правительства Российской Федерации. Концепция, написанная ещё до появления рабочей группы, в недрах министерства образования, сама по себе вызывает тоже очень много вопросов, главные из которых сегодня уже прозвучали: куда ведут нас авторы этого законопроекта? в чём перспектива развития системы образования?
В ходе обсуждений мы тоже у нас в комитете вместе с представителями министерства поставили вопрос о пояснительных материалах. По закону требуется каждый законопроект сопровождать пояснительной запиской. Такого масштаба закон требует, может быть, не одной записки, нужны пояснительные материалы практически по каждой главе.
К тому, что уже прозвучало, я могу добавить: в проекте много новаций, которые, как было сказано, мы потом ещё долго будем расхлёбывать. Например, у нас есть понятное начальное профессиональное образование. Вот эта понятная часть нашей системы из закона "нечаянно" ушла. Нету. Что делать с нашими профессионально-техническими училищами, ПТУ? Какая их судьба?
Многие учебные заведения имеют статус академии, так они и называются. В действующем законе это признается, есть такой тип учебного заведения. В законопроекте (в этом объемном, гигантском) тоже "нечаянно" предлагается изъять из употребления вот этот в принципе понятный нашему обществу тип учебного заведения.
Сейчас все академии встревожены. За этим идут очень большие вопросы. Потому что изъятие этого типа учебного заведения требует перевода его либо в более высокий уровень (университет), либо его надо опустить на нижний уровень (институт). Со всеми вытекающими последствиями и с переживаниями о возможном сокращении числа учебных заведений, в том числе высших учебных заведений, и так далее, и так далее.
На этом я хотел бы остановиться.
Александр Николаевич Белоусов уже сказал, что 13 октября текущего года у нас в Государственной Думе будут проходить парламентские слушания. Хочу вам сказать, что мы уже давно, ещё с позапрошлого года, парламентские слушания нашего комитета проводим в режиме телемоста, телеконференции. Мы подключаем все регионы.
У нас одновременно участвует гигантская аудитория. Она исчисляется тысячами. Три, четыре тысячи участников. Мы наверняка обратимся к вам с просьбой побывать у нас, может быть, выступить.
Я должен сказать, что количество частных предложений по отдельным главам, по отдельным статьям огромное. Они идут сюда в Государственную Думу или непосредственно в Министерство.
Чем больше в обсуждении будет участников такого высокого уровня, как ваш экспертный совет или экспертные советы при нашем комитете, тем лучше мы сумеем довести этот документ до нужной кондиции.