Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 16 Проблемы образования и практика управления в Российской Федерации


   Гринев Евгений Михайлович
     Президент Фонда Развитие России , доктор экономических наук, член Научно-экспертного совета по антикризисной политике Аналитического управления Аппарата Государственной Думы
     Прежде всего, я хотел сказать пару слов о законе как таковом. Мы постоянно повторяем одну и ту же ошибку, когда пытаемся подобно Мюнхгаузену вытащить себя за волосы. При формировании законов мы целеполагание по образованию отдаём почему-то Министерству образования, которое не может ставить такого рода цели, эти цели должны ставиться перед ним, оно должен быть исполнителем.
    Более того, любой закон, также как и образование в целом - это часть системы и попытка делать какой-то кусок в отрыве от системы приводит к постоянным провалам, что мы и видим в данном случае.
    Но и, кроме того, к великому сожалению, система принятия законов у нас она чрезвычайно ущербна. Ущербна почему? Да потому, что все эти законы они никоим образом не моделируются, никаким образом не выстраивается алгоритм решения задач, которые ставятся перед законом.
     В итоге, у нас получается закон, который не имеет механизмов исполнения, который не имеет алгоритма доведения этого закона до того объекта, на который он должен влиять или до субъекта, который должен нести ответственность, обязанности иметь и иметь права адекватные этим правам и обязанностям, и должен быть контроль жёсткий за выполнением, что есть во всём мире и чего, к сожалению, у нас нет.
     У нас министерства и ведомства обладают очень большими правами и практически нулевыми  обязанностями и ответственностью и в результате они ничем не руководят, но это так, между нами. Это то, что касается закона и поэтому применение механизмов математического моделирования, применение механизмов выстраивания программно-алгоритмических систем при разработке законов, позволит поднять эту работу на тот уровень, на котором они должны быть. Потому что сегодня законы чрезвычайно оторваны друг от друга, от области применения. Нет не только баз знаний, которые должны сопровождать эти законы, нет даже баз данных, отсюда и уровень всех этих документов.
    Я хотел бы не согласиться с тем, что не нужен закон, как единое тело, а закон как раз нужен, как единое тело. Все мы столкнулись с проваленным в стране техническим регулированием. Мы столкнулись с тем, что пытаются в закон техрегламент вместить всё. Этого нельзя в принципе делать, потому что закон должен быть живым и развивающимся.
     Поэтому закон-то должен быть единым телом, но вот стандарты, нормы и регламенты, касающиеся конкретных вещей, должны быть ссылочными, они должны быть не в составе закона, который очень трудно менять и очень трудно регулировать потом и так далее, они должны быть отдельными стандартами. И вот их можно легко менять по мере того, как схема, которая принимается в виде закона, покажет не свою совсем жизнеспособность.
    Поэтому здесь как раз должно быть единство.
    Я хотел коллеги, дать информацию по поводу двух тем, которые мы предлагаем рассмотреть на ближайших заседаниях Научно-экспертного совета.
    Первая тема - это изменение законодательства, касающегося статуса так называемых СНТ (садовых некоммерческих товариществ). Эта тема затрагивает интересы 86 миллионов человек. Это тема, которая позволяет решить очень многие вопросы и экологии, и строительства бюджетного жилья, и решать вопросы здравоохранения и так далее.
    Проблема в том, что сегодня статус этих образований совершенно не соответствует новому статусу реальных владельцев земли и жилья на этой земле. Это порождает многие сложности в отношениях с муниципальными образованиями, где они находятся, в отношениях планирования развития, в отношениях того, что инфраструктура не соответствует тому уровню жизни, которая должна быть, а это крайне важный вопрос.
    Поэтому, так как этот вопрос и практически проработан, я хотел бы, чтобы мы его рассмотрели на ближайшем заседании.
    Вторая тема - это тема, которая касается мегапроекта  "Евроазиатская интеграция", который уже прошёл обсуждение в научных, политических и бизнес-кругах Германии, Франции, Испании, Китая, Южной Кореи и получил довольно существенные отзывы позитивные.
    В данном мегапроекте проработаны фундаментальные вопросы и предлагаются конкретные механизмы прогнозирования и стратегического планирования основных направлений международного развития, которые позволяют перейти от субъективных экспертных оценок к расчетно-аналитическим моделям и показателям.
    Проработаны механизмы интеграционного развития Евроазиатского континента в целом как единого целого и механизмы институционального преобразования структурирования власти, бизнеса и общества в Российской Федерации и паритетного согласования их интересов. Это как раз та система, в которую должны интегрироваться все остальные системы.
    Поэтому я полагаю, что все эти вопросы будут не безынтересны для рассмотрения, и не только с позиций чисто научного интереса, но и с позиций того, что члены нашего Научно-экспертного совета могут потом принять самое активное участие в совместной работе над этими системами.
    Также проработаны программы, которые касаются непосредственно данной темы, которую мы сегодня рассматриваем. Это программа "Российский кадровый резерв", в которой рассмотрены многие аспекты нормативного регулирования рынка труда и рынка трудовых ресурсов, с учётом различных аспектов фундаментальных, прикладных исследований, инноваций и модернизации экономики, социальной сферы и проблем безопасности.
    Это как раз та система, которая является и заказчиком, и потребителем услуг тех кадров, которые будут получать образование.
    Наконец, общегосударственная система нормативного регулирования, с охватом всех аспектов технического регулирования в стране. Вот эти две темы тоже, мне кажется, были бы потом небезынтересны.
     Кроме того, у Александра Николаевича Белоусова и у меня есть также предложение подумать нам совместно о конкретных технологиях придания рекомендациям нашего совета более действенной формы их реализации с участием соответствующих депутатов и комитетов Государственной Думы. Мы кое-что тут уже проработали, но я думаю, если мы над этим подумаем более детально, то результаты наших совместных заседаний будут не просто посиделками, а получат дальнейшее развитие.