Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 14 О Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования


Представления о целях получения высшего образования

     Вопрос о том, для чего нужен вуз, как правило, вызывает у людей стандартную реакцию - чтобы найти хорошо оплачиваемую работу . Именно этот ответ выбрали из списка предложенных вариантов три четверти респондентов (74%), причем он доминировал во всех группах респондентов - как наиболее благополучных и продвинутых , так и самых бедных и низко образованных. Следующие два аргумента, по сути, раскрывают этот доминирующий мотив. Так, по мнению 45%, высшее образование позволяет стать высоко востребованным специалистом, который везде нужен , а 43% цель высшего образования видят в том, чтобы добиться успеха , сделать карьеру. Совсем другой тип мотивации заложен в суждениях, в которых целью высшего образования выступает самореализация, творчество, культурное развитие и вхождение в среду культурных, образованных людей. Эти мотивы важны, как минимум, для пятой части опрошенных (22%). 14% в качестве важного довода в пользу вуза выбрали суждение чтобы стать культурным человеком , 8% - чтобы жить среди культурных, образованных людей . Несколько в стороне от этой группы мотивов - фактически, на пересечении материального и социокультурно-личностного факторов, стоит аргумент - чтобы пользоваться уважением окружающих . Его выбрали 11% респондентов. Все остальные доводы в пользу высшего образования (такие, как возможность найти работу со свободным графиком и заниматься наукой, устроить личную жизнь и найти друзей, поменять место жительства и продлить годы учебы) можно рассматривать как факультативные - как с точки зрения содержания, так и статистики выбора, не превышающей 4%.