Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 13 О законодательном обеспечении модернизации системы педагогического образования


Педагогика в школе

     Школа и педагогическое образование в нашей стране за последние 80 с лишним лет прошли долгий и сложный путь от отрицания всего богатейшего наследия педагогической мысли и школы прошлого к возвращению к ним под новыми названиями, зачастую недостаточно осмысленными; от категорического отрицания педагогической науки и образовательной практики Запада к переносу на отечественную почву не соответствующих российским условиям форм организации и методов учебной деятельности, в частности в области высшего образования, чуждых терминов и понятий. Особенно это относится к заимствованиям из опыта США, где образование, по международному признанию, хуже, чем в развитых странах Европы, и, безусловно, хуже, чем в России. Самое же главное при этом состоит в отсутствии каких-либо положительных результатов от всех этих подражаний и заимствований.
    Число учителей российских школ в 2009 году составило 1 млн. 383 тыс.чел. (в 2007/2008 учебном году - 1млн 408 тыс.чел.) На одного учителя в среднем приходится 9 учеников (десять лет назад это соотношение было равно 1: 13). В общеобразовательных учреждениях стаж педагогической работы свыше 15 лет имеет более 52% учителей, обновление кадрового состава идет медленно. Среди учителей 5-11(12)-х классов дневных школ более 15% - люди пенсионного возраста. Среди учителей 1-4-х классов учители этого возраста составили 10%. В системе общего образования практически нет молодого пополнения. Школа держится за счёт преподавателей среднего и пенсионного возраста, вследствие чего неизбежен определённый консерватизм в знаниях учащихся. Устойчива тенденция к оттоку работников из системы общего образования. Одна из причин - низкий уровень оплаты труда школьных учителей. Когда гарантированная заработная плата в образовании заведомо неконкурентоспособна, наиболее квалифицированные и талантливые люди отказываются идти в эту сферу, и туда попадает наименее сильная часть выпускников вузов . В учебных заведениях среднего профессионального образования возраст почти половины преподавателей превосходит 50 лет. В высших учебных заведениях более 20,0% профессорско-преподавательского состава старше 60 лет, а 9% старше 65 лет.
_________________________
    Савицкая Е. Российское общее образование: мониторинговый взгляд на реализацию конституционных гарантий // Российский экономический журнал. 2005. 9-10; Рощина Я., Черненко О. Региональные и муниципальные модели социальной политики в сфере среднего общего образования (часть вторая) // Вопросы образования. 2007. 2; Ковалева Н., Озерова О. Общее образование в России: результаты мониторинга // Народное образование. 2009. 6.
     Кузьминов Я.И. Образование в России. Что мы сможем сделать? //Вопросы образования. 2004. 1. С.7.

     В 2003 г. с высшим образованием были лишь 56,3% учителей 1 -4-х классов; 56,7% учителей музыки, рисования, черчения, физкультуры и трудового обучения; 91,5% преподавателей 5-11(12)-х классов. При этом в России насчитывается более ста педагогических вузов, выпускающих более ста тысяч специалистов ежегодно. Многие из них не хотят идти работать в школу. Социологический опрос студентов в регионах показал, что меньше всего ориентированных на работу по специальности учится в педагогических университетах (24% от числа опрошенных) и в технических вузах (29% респондентов). Мониторинг показал, что в целом по стране 33% специалистов с высшим образованием выполняют работу, не соответствующую профилю их образования. Следовательно, бюджетные средства на их профессиональную подготовку оборачиваются, частично, финансовыми потерями для государства.
    Среди учителей 5-11(12)-х классов дневных школ 15,7% - люди пенсионного возраста. Среди учителей 1-4-х классов учителя этого возраста составили 10%. Стаж педагогической работы до 5 лет у 14%учителей 5-11(12)-х классов и у 8,5% учителей 1 -4-х классов. Стаж педагогической работы свыше 20 лет у 42% учителей 5-11(12)-х классов и у 38,5% учителей 1 -4-х классов.
    В системе общего образования практически нет молодого пополнения. Школа держится за счёт преподавателей среднего и пенсионного возраста, вследствие чего неизбежен определённый консерватизм в знаниях учащихся. Устойчива тенденция к оттоку работников из общего образования. Одна из причин - низкий уровень оплаты труда школьных учителей. Когда гарантированная заработная плата в образовании заведомо неконкурентоспособна, наиболее квалифицированные и талантливые люди отказываются идти в эту сферу, и туда попадает наименее сильная часть выпускников вузов .
_________________________
Кузьминов Я.И. Там же.
    Сегодня в России уже сложились условия для послекризисного оживления в национальной экономике. Однако простое вливание денежных средств может оказаться малоэффективным. Во-первых, необходимо чаще использовать целевое финансирование, ориентированное на реализацию вполне определённых программ развития системы образования в стране. В этом случае деньги будут расходоваться по назначению. Во-вторых, следует перейти от финансирования сети общеобразовательных учреждений к нормативному в расчёте на одного ученика. По мнению ряда экономистов, этот переход заставит производителей образовательных услуг оптимизировать и сеть школ, и численность занятых внутри этой сети.
     Особый интерес представляют данные о дополнительных заработках школьных учителей из различных типов общеобразовательных учреждений. На общем фоне очень низкими выглядят доходы от частных уроков учителей сельских (от 15 до 33 руб. в час в зависимости от вида занятий) и малокомплектных (от 40 до 58 руб. в час) школ. В малых городах учителя обычных школ зарабатывают около 100 руб. в час, гимназий в областных центрах - от 93 до 150 и школ с углублённым изучением отдельных предметов - от 78 до 165 руб. в час. Лидируют в этой категории учители негосударственных школ и обычных школ в престижных районах. Больше всего они получают за подготовку в вуз учеников своих школ.