АВ 2010г. Выпуск 13 О законодательном обеспечении модернизации системы педагогического образования
Воспитание личности
Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Концепция реформы образования планирует затронуть весь образовательный процесс, начиная с дошкольного образования в детском саду с возраста 5 лет. Интеллектуальное развитие личности заключается в развитии ее физических способностей - мышления, памяти, воображения, анализа, прогнозирования, в приобретении и скоплении известного запаса знаний. Воспитание и образование неотделимы. Образование можно получить в результате изучения законов, теорий, а воспитание - только в результате научения, применения права и жизни по праву, в соответствии с законом. Воспитание должно постоянно сопровождать человека от рождения, а образование получается в определенной системе и в определенное время, делится на уровни, категории и влечет за собой приобретение юридической профессии.
В настоящее время происходит реформирование воспитания и образования нашего общества и его граждан. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под дополнительным понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Российской Федерации насчитывается почти двадцать тысяч образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - более 9 тысяч, в системе культуры примерно 6 тысяч, в системе спорта несколько тысяч, общественных организаций зарегистрировано более 2 тысяч. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7% от общего числа обучающихся).
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.