Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 13 О законодательном обеспечении модернизации системы педагогического образования


Переподготовка и повышение квалификации
     Основные организационно-правовые формы подготовки научно-педагогических работников перечислены в пункте 1 статьи 21 закона О высшем и послевузовском профессиональном образовании : аспирантура, докторантура, соискательство, перевод педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. В пункте 2 статьи 25 Закона Российской Федерации Об образовании названы еще две организационные формы реализации права гражданина на получение послевузовского профессионального образования: адъюнктура и ординатура.
_________________________
Бондаренко В.А., Гребенюк В.Ф., Султанов Н.З., Проскурова Л.В. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации: диссертационные советы и паспорта научных специальностей в Оренбургском государственном университете: справочное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2002. - 160 с.
    Нормативно-правовая база, регулирующая порядок подготовки научно-педагогических работников, помимо комментируемого Закона и Закона Российской Федерации Об образовании (статья 25), включает ряд подзаконных актов, в том числе отраслевых, например: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.2008 N 463 О порядке приема лиц без гражданства в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций ; Приказ Минобразования России от 27 марта 1998 года N 814 Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации ; Приказ МВД России от 7 августа 2003 года N 610 Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации ; Приказ Минобороны России от 5 сентября 2002 года N 358 Об утверждении Положения о подготовке специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации .
_________________________
    СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2992
     Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 20
     Российская газета. 26.09.2003
     Российская газета. 10.12.2002

     Переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников высшего учебного заведения являются одной из основных задач любого вуза. Российская Федерация принимает на себя обязательства по созданию необходимых условий для повышения квалификации научно-педагогических работников федеральных государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников федеральных государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, не реже чем один раз в пять лет.
    Гарантии государства по созданию необходимых условий для повышения квалификации научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, соответствуют предписаниям трудового законодательства. В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации   в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности .
    Повышение квалификации научно-педагогических работников федеральных государственных высших учебных заведений может осуществляться в форме обучения в образовательных организациях высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научных организаций, прохождения стажировок в других высших учебных заведениях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях и т.п.
    Вопросы организации повышения квалификации, как правило, находят свое отражение в уставах вузов. Так, например, в Уставе Государственного университета - Высшей школы экономики соответствующая норма сформулирована следующим образом: Повышение квалификации научно-педагогических работников Университета проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в высших учебных заведениях, в ведущих российских и иностранных научных и производственных организациях путем обучения, прохождения стажировок, подготовки и защиты диссертаций, участия в работе семинаров, а также с использованием других видов и форм повышения квалификации
_________________________
http://www.hse.ru/infopage/documents/ustav.pdf
    В рамках инновационных программ, осуществляемых в ряде высших учебных заведений, в последнее время наблюдается существенная диверсификация форм организации повышения квалификации ППС и научных сотрудников вузов. Стали активнее использоваться такие формы, как: организация и проведение научных и методических семинаров и конференций, стажировок для разработки новых учебных курсов, организация учебно-методических семинаров, летних школ, круглых столов, тренингов, мастер-классов, курсов по информационным технологиям, по иностранным языкам и т.д.
    Оплата такого обучения и возмещение затрат, связанных с указанными мероприятиями по повышению квалификации, в федеральных государственных высших учебных заведениях осуществляется за счет средств федерального бюджета.
    Во исполнение комментируемой нормы из федерального бюджета федеральным государственным высшим учебным заведениям и научным учреждениям системы высшего и послевузовского профессионального образования должны предоставляться необходимые средства. Из этого следует, что обязанность по предоставлению указанных средств является расходным обязательством федерального бюджета, исполняемым в порядке, определенном бюджетным законодательством РФ.
    Повышение квалификации научно-педагогических работников федеральных государственных высших учебных заведений чаще, чем один раз в пять лет, а также повышение квалификации научно-педагогических работников иных организаций осуществляется по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц. Гарантии для повышения квалификации научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, устанавливаются органами местного самоуправления городских округов.