Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 13 О законодательном обеспечении модернизации системы педагогического образования


Научно-педагогические кадры высшей школы
     В общей численности профессорско-преподавательского состава государственных вузов 70% преподавателей работают на полной ставке, штатные совместители составляют 19%. Несмотря на рост контингента студентов и количества вузов, абсолютная численность штатных преподавателей на полной ставке в течение 90-х годов оставалась практически постоянной: за десять лет прирост составил всего 2%, численность преподавателей на неполной ставке выросла пятикратно.
_________________________
Зернов В.А., Гуров В.В. Информационный бюллетень Образовательные и экономические стратегии в высшей школе (основные показатели и ресурсы) Информационный бюллетень Я.И. Кузьминов (главный редактор) //ГУ-ВШЭ. - М, 2005
    Среди штатных преподавателей государственных вузов имеют ученую степень доктора наук - 11%, кандидата наук - 46.5%, ученое звание профессора - 10.5%, доцента - 32.5%. Необходимо отметить, что доля докторов наук среди преподавателей высшей школы за последние 10 лет выросла в 1.5 раза. Ведущей фигурой ППС является профессор. Из около 40 тыс. профессоров по должности 55% работают на полной ставке, 10% - на неполной ставке и 35% - совместители.
    Общая численность профессорско-преподавательского персонала вузов негосударственного сектора высшей школы в 2009 году составляла примерно 50 тыс. человек, из них 41% работали на основных (штатных) должностях. Из общей численности ППС ученую степень доктора наук имели 13% (штатные - 5%), кандидата наук - 44.5% (16%). Число профессоров за последние 10 лет возросло в 9 раз, доцентов - в 10 раз. На начало 2003 г. в аккредитованных негосударственных вузах доля ППС с учеными степенями и званиями составляла 75%, из них 17% - доктора наук, профессоры. При этом на штатных должностях работали 2/3 ППС.
    Подавляющая часть вузов (81.5%) отмечает достаточную обеспеченность преподавательскими кадрами. Вместе с тем более 17% вузов испытывают трудности в подборе профессорско-преподавательского состава по реализуемым образовательным программам высшего профессионального образования. Большинство таких вузов находится в сельской местности, в малых и средних городах, т.е. на значительном удалении от крупных вузовских и научных центров.
    По качественному показателю профессорско-преподавательского состава большинство вузов (81%) отмечает его хороший уровень. Практически все руководители вузов говорят о том, что их педагогические коллективы высокопрофессиональны, качество подготовки студентов повышается, они стремятся привлекать к преподаванию по совместительству кадры высокой квалификации, растят молодую смену. Правда, постановка вопроса о качестве ППС (в варианте анкетного опроса) не позволяет анализировать его возраст и состав (количество докторов наук, профессоров и кандидатов наук, доцентов) по отдельным кафедрам вуза или хотя бы равномерность их распределения по всем преподаваемым в вузе отраслям знаний (физико-математическим, экономическим, юридическим, психологическим, социологическим, историческим и т.д.). Нередко здесь бывает перекос, когда одна кафедра великолепно (до 90 - 100%) обеспечена преподавателями высшей квалификации, а на другой кафедре, по другому профилю даже лекции по основным дисциплинам читают ассистенты без ученой степени.
    Более высокую долю обеспеченности и качества научно-педагогических кадров имеют негосударственные вузы, соответственно 86 и 89% против 79 и 75% у государственных вузов. Преподавателями высокой квалификации обеспечены почти 3/4 вузов средних и крупных городов и 93% вузов Москвы и Санкт-Петербурга. В вузах малых городов хорошее и удовлетворительное качество ППС составляет 50 на 50%. Образовательные учреждения в сельской местности довольствуются только удовлетворительным качеством ППС из-за отсутствия в этих местах доцентов, докторов наук и профессоров. Удовлетворительное и плохое качество преподавательских кадров отметила четверть ректоров государственных вузов и только десятая часть - негосударственных, причем последние плохих преподавателей на работу просто не берут.
    Степень обеспеченности квалифицированными преподавателями и современными учебными программами достаточно высока (86 - 89% от необходимого уровня) и примерно одинакова в государственных и негосударственных вузах с небольшим (2%) превышением со стороны вторых. Следует отметить, что негосударственные вузы лидируют по сравнению с государственными по всем оговоренным при анкетном опросе показателям обеспеченности вузов по сравнению с необходимым уровнем, кроме обеспеченности студентов местами в общежитии. Это относится, в частности, к обеспеченности учебного процесса в вузах учебным оборудованием, учебной и учебно-методической литературой, что положительно сказывается и на качестве преподавания. Особенно привлекательно выглядят показатели обеспеченности средствами для стимулирования преподавателей и повышения их квалификации. Количество негосударственных вузов, обеспеченных этими средствами, больше, чем государственных.
    Многие руководители вузов практически отмахиваются от решения проблемы обновления кадрового состава преподавателей и возможной кадровой катастрофы в системе высшего образования. Проблема ухода квалифицированных преподавателей, по мнению большинства ректоров, не является острой, так как преподавательский коллектив весьма устойчив. Кроме того, опрошенные представители вузов не говорят о вынужденной перегруженности преподавателей и их преклонном возрасте, что мешает переходу на современные технологии обучения, повышению качества обучения студентов. В столичных вузах наиболее характерной является тенденция к старению кадрового состава, а для регионов, особенно отдаленных, актуальной является проблема повышения квалификации педагогических кадров.