АВ 2010г. Выпуск 13 О законодательном обеспечении модернизации системы педагогического образования
Тенденции развития образовательных систем разных стран
Как и в странах ОЭСР, государственная политика России в образовании строится на трех основных приоритетах: обеспечение равенства образовательных возможностей и доступности образования, обеспечение качества, повышение финансовой эффективности деятельности образовательных учреждений.
В России в последнее десятилетие наблюдается процесс регионализации высшего образования. Регионализация образования выражается в уменьшении числа студентов из провинции, обучающихся в столичных вузах и в значительном сокращении внутриросийских академических контактов, ранее существовавших в том числе в централизованной системе повышения квалификации и аттестации преподавателей. Сегодня, несмотря на формально жесткие по сравнению со многими странами ОЭСР образовательные стандарты и процедуры контроля за деятельностью вузов со стороны центральных правительственных органов, качество содержания многих учебных программ, прежде всего общественно-гуманитарного цикла, основанных на местных научных школах, обособившихся от академического сообщества, вызывает озабоченность экспертов. В реакциях университетского сообщества на влияние интернационализации на содержание образования, в России и ОЭСР наблюдаются противоречивые тенденции. Страны ОЭСР, в том числе участники Болонского процесса, развивают международное сотрудничества как средство выработки от общего понимания содержания квалификации и качества образовательных стандартов. С другой стороны попытки установления стандартов на оказание образовательных услуг рассматриваются университетами как покушение на традиционную университетскую свободу выбирать чему учить и как учить .
_________________________
см. Аналитическая справка об отечественном опыте реализации программы модернизации, содержащая перечень предложений по реализации изменений в управлении вузами и повышению эффективности внедрения инноваций в вузах // Материал подготовлен ГУ-ВШЭ в рамках проекта Анализ эффективности управления в высшем образовании Инновационного проекта развития образования НФПК
Повышение степени независимости от правительства в вопросах управления, усиление роли самоуправления - автономизация вузов характерна и для России, и для ОЭСР. В настоящее время в большинстве стран ОЭСР и в России доля государственного финансирования в бюджетах вузов составляет в среднем около 70%. Во всех случаях автономизация - вынужденное явление, связанное с потенциальным (в случае ОЭСР) и серьезным реальным (в случае России) дефицитом ресурсов государственных бюджетов, выделяемых на сферу высшего образования. Иными словами, автономизация есть результат выталкивания вузов из некоммерческого сектора, из-под тотальной государственной опеки в условия близкие к рыночным. Автономизация означает, что вузы сами вынуждены искать дополнительные источники финансирования, обращаясь и бизнесу, власти и местному сообществу, соответственно переопределяя свои миссии и перестраивая свои стратегии.
Однако, несмотря на общность проблемы, автономизация в России и странах ОЭСР осуществляется по-разному. В странах ОЭСР развитие университетов как независимых от государства корпораций по производству образовательных, научных и консультационных услуг сопровождается усилением общественного участия в их управлении и организацией независимой оценки качества содержания образования. Характерно, что создание и развитие этих механизмов наблюдается практически во всех странах ОЭСР, вне зависимости от различий в стартовых условиях . От жестко централизованной системы образования Японии, до либеральных стран ЕС, где штаты, земли, графства, кантоны и другие региональные органы власти и местного самоуправления, традиционно играли высокую роль в развитии вузов. Попечительские советы западных вузов, подобно советам директоров крупных бизнес - корпораций, разделяют с государством ответственность, но также и имеют серьезные полномочия по принятию решений в сфере внутривузовского управления. Достаточно эффективными показали себя независимые (не входящие в правительственные структуры) агентства контроля качества. Автономизация в ОЭСР сочетается с либерализацией в отношениях между государством и вузами в сфере управления, при одновременном ужесточении общественного контроля за качеством обучения и эффективностью финансовой деятельности вузов.
Автономизация в России до последнего времени не сопровождалась ни реформой системы контроля качества, ни реформой управления. С одной стороны руководству вузов предоставлены достаточно широкие возможности по привлечению внебюджетных средств, модернизации программ обучения и разработке и внедрению новых образовательных услуг. С другой стороны сохранение жесткой по сравнению со странами ЕС централизованной системы административного и финансового контроля деятельности вузов и отсутствие системы стимулирования участия в поддержке и развитии системы образования местных органов власти и бизнеса, ограниченные финансовые возможности населения, не позволяют эффективно реализовывать эти возможности.
Отдельно стоит отметить уникальный по сравнению с большинством стран мира отрыв российской системы высшего профессионального образования от системы общего образования, ответственность за которое лежит главным образом на регионах, и науки. Каждый из этих секторов отделен от других административными барьерами и ведомственными интересами.