Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 11 О законодательных дефинициях в образовании


Образование и обучение

     Сущностное наполнение, вкладываемое в понятие образование , не менее значимо, чем точное описание, конкретная редакция дефиниции. Наиболее часто употребляемые определения понятия образование можно найти в различных словарях. Наряду с понятием образование на равноправных началах во многих словарях используют термин обучение . Даже в ныне действующих текстах законов понятия образование и обучение используются, в ряде случаев как близкие, а иногда и как синонимы.
_________________________
Бердашкевич А.П., Калинин А.В. Кодификация законодательства в области образования: проблемы и перспективы: Аналитический вестник. - М.: Издание Государственной Думы, 2007. - 174 с.
    Понятие образование является ключевым не только для системы образования, но и для правовой системы страны. Следует осмыслить его сущностное и юридическое наполнение. Образование может быть применимо к конкретному человеку, например, в части его функционирования, когда он учит или учится, а также к обществу или его структурам, например, в части средств или способов контроля, управления, а также обеспечения образовательной деятельности. В зависимости от конкретного приложения содержательное наполнения термина будет разным.
     В Законе Российской Федерации Об образовании дается следующее понятие: Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом . Приведенное определение значительно отличается от используемого в толковых словарях и в справочных пособиях.
     При сравнении приведенных выше цитат, можно отметить, что главное свойство, которое вносит законодатель в юридическую дефиницию образование , состоит в том, что учебный процесс может быть отнесен к образованию только когда: зафиксированы этапы (в тексте закона - уровни и ступени) образования; установлены федеральные образовательные стандарты, определяющие формальное содержание каждого этапа, а также, чтобы были установлены процедуры оценки успешности обучения (государственной аттестации) с тем, чтоб завершение одного этапа обеспечивало возможность учебы на следующем, более высоком уровне.
    Реализация процедуры требует установления определенных форм и методов контроля, поэтому вводят лицензирование и аккредитацию, разрабатывают образовательные государственные стандарты, типовую форму документов об образовании и иные сопровождающие и разъясняющие документы. По очерченному принципу организована нынешняя система регламентации образования в Российской Федерации.
     В специальной юридической литературе термин образование объединяет комплекс разноименных понятий и отражает, в том числе:
_________________________
Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2005. 410 с.
    образование как социальное явление, выступающее неотъемлемым, сущностным признаком и неизменным спутником человечества на пути эволюционного развития;
    образование как социальное благо для каждого индивида и для социума в целом;
    образование как функционал общества и государства по отношению к гражданам, выраженный через формирование социально значимых качеств членов общества и саморазвитие граждан;
    образование как процесс и результат включения людей в социальные связи;
    образование как способ организации, включающий в себя различные уровни образования, содержательно и логически последовательно связанные между собой;
    образование как фактор жизнедеятельности общества, органически взаимосвязанный с культурой, наукой, здравоохранением, искусством;
    образование как педагогическая деятельность;
    образование как взаимодействие педагогов и субъектов образовательного воздействия;
    образование как процесс усвоения знаний;
    образование как результат образовательной деятельности (образованность).
    Перечисленные обстоятельства принуждают вернуться к проработке понятия образование как законодательной дефиниции нормативно правовых актов. Само слово образование в русском языке имеет несколько смыслов и значений, в том числе и не относящихся к обучению. С этим обстоятельством связано ещё одна трудность в юридическом использовании упомянутого слова. Слово образование в некоторых вариантах использования близко по смыслу со словом создание . Тогда словесная конструкция образование детей-сирот или словесная конструкция образование лиц с ограниченными физическими возможностями , употреблённая в тексте закона, привносит нежелательный негативный смысл и трактовку. Устранить нежелательные смысловые дуалии можно, например, оговорив употребление слов образование и обучение как близкие или даже тождественные по смыслу. Тогда в необходимых случаях можно будет использовать взаимозамену обоих слов.
    Данный перечень можно продолжить, но очевидна неоднозначность сложного и важного социального феномена, который обозначают или называют образованием.