Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 11 О законодательных дефинициях в образовании


Качество и конкурентоспособность образования

     Под качеством образования понимается качество образовательных услуг и совокупность характеристик образовательного процесса, оцениваемых путем обобщения результатов итоговой аттестации выпускников. Качество образовательной подготовки выпускника оценивают по совокупности характеристик, отражающих полученные в ходе образовательного процесса знания, умения, навыки, определяемые по результатам итоговой аттестации. Итоговой государственной аттестацией обучающихся является процедура, проводимая с целью определения степени усвоения ими федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, по результатам которой выдается документ об образовании. Квалификация лица отражается в документе об образовании, указывая вид и степень профессиональной подготовленности выпускника к выполнению профессиональной деятельности (продолжению образования). Все подобные процедуры перечислены в отраслевом законодательстве, но они не носят концептуального характера. Концептуальным является положение о том, что Законодатель целеполагает образование, как процесс, при котором гражданин проходит все этапы обучения последовательно. При этом объем, содержание и направление каждого из этапов формирует внутри себя система образования. Таким способом организованную систему образования можно рассматривать как ориентированную на подготовку кадров с заданным уровнем квалификации. При этом система образования не связывает уровень подготовки с потребностями рынка труда для подготавливаемых специалистов, не способствует их трудоустройству. Организованная по описанным принципам система образования не учитывает практических запросов обучаемых.
    До недавнего времени всех устраивала такая организация российской системы образования, когда научно-образовательное сообщество, опираясь на свои теоретические и практические представления, сообразуясь с отраслевыми возможностями, практически без влияния извне формировало содержательное наполнение образовательного процесса, а также подходы к контролю, надзору, лицензированию и аккредитации. Но время изменилось. Запросы потребителей образовательных услуг и государственные нужды вынуждают изменить требования к образовательному процессу, формируют новые целевые установки перед учебными заведениями и педагогическими работниками. Как показало исследование, проведенное независимым рейтинговым агентством РейтОР в декабре 2007 года, преимущество обучения по востребованной специальности в престижном вузе - в настоящее время самые важные критерии при выборе вуза. Иногда выбор вуза по этим критериям происходит вопреки интересу к определенной специальности.
_________________________
http://www.reitor.ru/common/img/uploaded/files/Otchet_ozhidaniya%5B2%5D.pdf
    Проект интегрированного закона содержит следующее пояснение словосочетанию качество образования : Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг . Очевиден субъективный характер вводимого понятия. А потому можно было бы рекомендовать исключить словосочетание качество образования из текстов законодательных актов. Как всякий не точный и не однозначный термин, обсуждаемое понятие размывает границы правоприменительной практики и может стать источником коллизий. Словосочетание качество образования может быть использовано не как характеристика, а как индикатор отдельного свойства или параметра.
     Близкое к понятию качества образования является словесная конструкция конкурентоспособность образования . Конкурентоспособность и качество услуги нередко трактуют, как синонимы, хотя это не вполне корректно. Под конкурентоспособностью обычно понимают способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей. Сравнение производят по особо выделенному параметру или по совокупности параметров. В бытовом обиходе в качестве оценки часто используют соотношение цена-качество , когда качество услуги или товара выбирают по отношению к некоторому приемлемому диапазону цен.
    Существуют разные подходы к анализу, оценке, прогнозу и квалиметрии конкурентоспособности. Каждый из этих подходов, как правило, специфичен но отношению к конкурентной среде и ориентирован на некий диапазон внешних условий, вне которого не применим.
_________________________
Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. - М.: Межд. отн., 1993.
    Для системы высшей школы показателем спроса на её услуги может служить конкурс при приёме в вузы. На протяжении ряда последних лет конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных высших учебных заведениях России постоянно возрастал и в последние три года установился на уровне чуть более 200 заявлений на 100 мест. Год от года монотонно возрастала и доля студентов, приходящаяся на 10000 человек населения страны. В 2008 году число студентов превысило 520 человек на 10000 человек населения, что является одним из самых высоких показателей в мире.
    Оценить привлекательность услуг, предоставляемых учреждениями российской высшей школы по сравнению с учебными заведениями иных стран, не просто. Сравнительный анализ показывает, что к услугам иностранных учебных заведений, особенно учреждений расположенных вне территории России, прибегают, как правило, люди обеспеченные. Поэтому выборка, представляющая россиян, обучающихся за рубежом, отличается от выборки, составленной из студентов российских вузов, прежде всего по уровню доходов семей, общая доля иностранных студентов в России составляет примерно 1,3% от общего числа студентов в России. Подготовка в России национальных кадров для стран СНГ в действительности превращается в частичный реэкспорт специалистов интеллектуального труда. Это характерно для экономически развитых стран. Приглашая по грантам на учебу граждан России, стран СНГ, иных экономически менее развитых государств, страны-реципиенты стремятся в последующем трудоустроить наиболее талантливых иностранных выпускников у себя.
_________________________
Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) . - М.: Центр социального прогнозирования. 2002. С. 29-42.
    Каждая национальная образовательная системы, в том числе и российская система образования, ориентированы прежде всего на удовлетворении нужд граждан и потребности в кадрах экономики своей страны. Имея разные цели и разные точки приложения, национальные системы разных государств не могут вступать в принципиально конкурентные отношения между собой. Поэтому конкурентоспособность национальных систем образования не имеет под собой правовых, экономических или функциональных оснований. Поэтому такой показатель, как конкурентоспособность не приложим к категориям типа национальная образовательная система . Главной задачей российской системы образования является удовлетворение государственных нужд и потребностей граждан страны.
_________________________
Балыхин Г.А. Высшая школа России: конкурентоспособность и перспективы развития //Национальные проекты. 2010. 6.
    По основным статистическим показателям российская система образования качественно не отличается от многих европейских систем образования. Относительная доля иностранных студентов из дальнего зарубежья, обучающихся в Российской Федерации, сопоставима с аналогичным показателем для других развитых стран.
     В конкурентных отношениях могут находиться физические и юридические лица, являющиеся субъектами образовательной деятельности и выступающие как потребители или исполнители на рынке образовательных услуг. Отмеченные конкурентные отношения могут возникать между вузами, принадлежащие как к единой, так и к разным национальным системам образования.
     Модернизация правовой системы России в области образования и науки имеет целью способствовать росту конкурентоспособности российских вузов на рынке образовательных услуг как внутри страны, так и в мировом образовательном пространстве. В качестве примера указанного подхода можно привести нормативные правовые акты и нормы закона, направленные на создание и регулирование деятельности сети федеральных и национальных исследовательских университетов.
    Общие рассуждения о качестве образовательных услуг, если они носят общий характер без адресации к удовлетворению государственных нужд или частных интересов граждан, лишены перспективы и, зачастую, служат лишь проявлением индивидуальных вкусов и пристрастий. Даже избыточное число претендентов на обучения, которое проявляется через наличие конкурса, не является достаточным аргументом, чтобы констатировать нарушение или ограничение прав потребителей образовательных услуг. Как известно, конкурс в театральные вузы ежегодно составляет десятки и сотни человек на место, но это не свидетельствует об ущемлении прав граждан на занятие искусством и творчеством. Число желающих продемонстрировать свои таланты многократно превышает количество лиц, такими талантами обладающих.
     Проблема качества образовательных услуг - проблема комплексная. Решение этой проблемы зависит от материально-технического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от востребованности и трудоустройства выпускников, от конкретного экономического положении государства, а также от многих иных причин. В России обычной является практика установления жесткого надзора и контроля.
     В отношении образовательной деятельности действует государственная система лицензирования и аккредитации. Без получения лицензии на право ведения образовательной деятельности нельзя начать такую деятельность.
    Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в системе образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в системеобразования, на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ.
    Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению, подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.
Инертность системы лицензирования и аккредитации накладывает свои ограничения на прогрессивные изменения, которые происходят или запланированы в системе образования. Возможным вариантом следующего этапа модернизации системы образования может стать переход от разрешительной системы лицензирования к уведомительной форме, а государственной аккредитации к общественно-профессиональной сертификации.